Из записных книжек В. М. Луканина 7 страница
Сейчас можно смело сказать, что этот секрет, эта волшебная тайна «алхимического превращения свинца в золото», о раскрытии которой столетия мечтали певцы и педагоги, эта тайна, наконец-то получила свою формулировку, свое научное объяснение. Это, как пишет В. Морозов в своей книге (с. 185) – не просто экономный, эластичный выдох, а прежде всего речь идет об «озвученном дыхании», певец должен как бы выдыхать не воздух, а звук. Поэтому в своей педагогической практике я всегда забочусь в первую очередь о превращении выдыхаемой струи в резонирующий столб воздуха. Это происходит только тогда, когда при помощи дыхания подключаются резонаторы.
В этом процессе взаимодействия двух систем – дыхательной и резонаторной – дыхание на начальном этапе является инструментом (слугой), помогающим включить главный компонент, главную составляющую вокального аппарата певца – резонаторы. Это не значит, что все остальные составляющие вокального аппарата являются второстепенными. Как пишет В. Морозов (с. 341): «Доказательство ведущей роли резонаторов в формировании основных эстетических и акустических свойств певческого голоса отнюдь не означает отрицания важнейшей роли гортани, голосовых связок и дыхательного аппарата». Напротив, В. Морозов впервые рассматривает работу голосового аппарата, реализуя системный подход, обосновывая принцип целостности. Для меня в работе с учениками этот принцип целостности является отправным моментом – пока не произойдет соединение грудного и головного резонаторов, движение дальше невозможно.
В этой цельности, в связи с главенствующей ролью дыхательно-резонаторной системы, Морозов выделяет семь важнейших функций певческих резонаторов. Эта гл. 7, с. 340 в его книге является основополагающим научным доказательством его открытия, сделанного на базе исследования практики выдающихся певцов и педагогов. Эти семь важнейших функций теперь должны стать для любого певца и педагога тем фарватером, по которому следует идти неукоснительно, в процессе овладевания одним из самых сложнейших видов искусства – искусством вокала. Потому что эти функции являются мощнейшим защитным механизмом. То, что В. Морозов, говоря о роли функций, формулирует как: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная и активизирующая, то для меня, как педагога-вокалиста, становится реальным воплощением в голосе певца: повышается КПД голосового аппарата, голосовые связки попадают в такие условия работы, когда не они колеблют воздух, а резонирующий столб колеблет голосовые связки, вибрация стенок резонаторов приводит к повышению тонуса голосового аппарата, создаются условия для минимального расхода дыхания и максимального акустического эффекта, обеспечивается легкость формирования вибрато, голос получает наилучшие эстетические качества звучания. И, наконец, певец обретает, может быть, одно из важнейших качеств, необходимых для голоса современного оперного певца, это выносливость и способность выдавать децибелы.
И я, соответственно, не только интуитивно осознавая, но и понимая научные предпосылки своей работы, целенаправленно занимаюсь с певцом, добиваясь не отдельных мелких эффектов, а выстраивая цельный вокальный аппарат. Здесь можно привести аналогию с машиной – сначала мастер собирает детали в узлы, узлы затем в более крупные блоки, и, наконец, появляется некое цельное изделие, которое начинает работать уже на самого мастера. Так и резонансная техника превращает отдельные «узлы» вокального аппарата в единый механизм, который начинает работать на своего хозяина, воздействуя сильнейшей обратной энергетической связью на работу голосовых связок.
Если вокальный педагог в своей практической работе понимает, что дыхание, гортань, резонаторы, это не отдельные части, а система «дыхание – гортань – резонаторы», то голосовой аппарат из не очень-то эффективного акустического органа превратится в высокоэффективную систему. В этой системе, в отличие от традиционных представлений (однонаправленный характер действия – от дыхательного аппарата к гортани и от гортани к резонаторам), связи между частями носят двусторонний характер: «Если голосовые связки воздействуют на резонаторы (назовем это прямым или активным воздействием), то и резонаторы тут же начинают воздействовать на голосовые связки. Назовем это обратным или реактивным воздействием. Обратное воздействие резонаторов на голосовые связки настолько сильное, что изменяет режим их работы» (с. 196–197). То же самое происходит и со стороны грудного резонатора – в спектре вибраций усиливается низкая певческая форманта. Вся система вписывается в замкнутый контур, где действуют прямые и обратные силы взаимодействия. Для педагогической практики это далеко не чистая теория, потому что, стоит еще раз повторить, что все научные выводы своей новой теории В. Морозов сделал на основе изучения и анализа работы великих певцов и педагогов, это теория, рожденная практикой.
Поэтому все требования старых педагогов – «чтобы отзвучивала грудь», «не снимать грудь до самых предельных звуков», «ощущать вибрации в области лба и носа», «ставь голова на грудь, а грудь на голова» (К. Эверарди) и т. д. – получили не только научное подтверждение, но и дальнейшее развитие. Я, как педагог, ориентируя сознание певца на эти вибрационные ощущения, добиваясь активности и слаженности работы резонаторов, теперь делаю это более целенаправленно, так как понимаю, насущную необходимость того, чтобы однонаправленность их работы превращалась в замкнутый контур цельной резонаторной системы (рис. с. 196). Эта система, как чудесный кладезь, питает силу, красоту и неутомимость голоса певца.
В заключение остается спросить – все-таки существует ли хотя бы маленькая вокальная тайна, которую ученые и практики-педагоги должны в будущем продолжать разрабатывать? Этот вопрос в первую очередь относится к положению РТИП – «певческие резонаторы, при определенной оптимальной настройке (а не в любом случае – не будем забывать это важное условие!) способны во много раз усилить первичный звук голосовых связок» (с. 342). Эта «оптимальная настройка». Что же это такое? Значит, вокальная тайна продолжает существовать!? Если её и знают, то только избранные педагоги, и их не так много. К такому выводу пришли участники шоу А. Варгафтика, состоявшегося на телевидении, где высокоуважаемые, авторитетные деятели музыкального искусства (К. Веселаго, Гр. Трусов и др.) высказали четкое мнение, что уровень основной массы русских и зарубежных вокалистов достаточно низок. Звезды оперной сцены появляются не благодаря «школе», а как бы вопреки ей.
И снова ответ на этот основополагающий вопрос мы найдем в книге В. Морозова, в главе о пяти принципах резонансного пения (см. первый принцип, с. 365). Вибрационные ощущения являются показателем активности резонаторов, а следовательно, и показателем оптимальности их настройки. Таким образом, оптимальная настройка резонаторов – это такая их настройка, при которой певец ощущает максимум их вибрации. Именно при этих условиях достигается максимальная добавка к силе голоса при минимальных физических затратах поющего. Поэтому максимальная активизация резонаторов является главной задачей педагога. В связи с этим лишний раз стоит процитировать Дж. Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный резонанса – мертворожденный… В основе вокальной педагогики лежат поиски резонаторов – звукового эха» (Искусство резонансного пения, с. 366).
Должен быть неустанный контроль со стороны педагога за работой диафрагмы певца. Именно активная работа диафрагмы (но без зажимов!) обеспечивает «озвученное», «резонирующее» певческое дыхание. Диафрагма является тем «насосом», который гонит дыхание, обеспечивая связь по всему контуру вокального аппарата. Не зря высокое (ключичное) дыхание используется только в случаях, когда нужно применить при вокализации особую исполнительскую краску.
Это и есть ответ на самый животрепещущий для каждого педагога вопрос о тайне вокала. Я упоминаю слово «тайна», потому что сотни, тысячи певцов имеют свои особенности. Не напишешь для каждого индивидуальное практическое руководство. Должен же существовать какой-то общий, основополагающий в педагогической практике принцип! И этот принцип – озвученное резонирующее дыхание . Это основа основ. Это путь для совершенствования, и сохранения, и даже лечения голоса. В действенности резонансной теории пения я убедилась на собственном опыте – восстановленный собственный голос, начинающие ученики уже на первых этапах обучения овладевают хорошим профессиональным звучанием, одна из студенток на первом же курсе стала лауреатом Московского фестиваля. И, кроме того, что немаловажно – я получила ответы на все животрепещущие вопросы, волновавшие меня по «школе Гандольфи», которая, как оказалось, и есть «школа резонансного пения».
Книга В. Морозова «Искусство резонансного пения» является новым научно-методическим и практическим руководством для вокалистов – это то, что выработано практикой великих певцов – проверено научно и снова возвращено вокальным педагогам и их молодым (и не только молодым!) ученикам. Умейте слышать и ощущать в своем теле резонансный звук. Овладевайте искусством резонансного пения (Морозов, 2002).
Литература
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.
В. Н. Шерстов. Резонансная теория и вокальная практика в рамках творческой (креативной) педагогики[44]
Все высшие творческие проявления являются итогом резонансных эффектов. Резонанс – некая космическая чудодейственная сила. Издревле этот феномен человек использовал в разных сферах своей творческой деятельности.
Существуют физические, оптические, ядерные резонансы, резонансы в социально-экономических и политико-идеологических сферах. Путь к национальной идее идет через единение народа вокруг важнейших для нации приоритетов, когда сердца людей начинают биться в унисон, возникает единый шаг, единое дыхание – «резонанс сердец». Вся человеческая творческая деятельность построена на «резонансе сердец»: «мы эхо друг друга», «в унисон звучат сердца», «притяжение сердец» – это поэтическая, метафорическая интерпретация «резонанса сердец». Современные исследования показывают, что у совместимых по биоритмам рождения индивидов в совместной деятельности возникает резонанс согласия. При этом они даже простую работу осуществляют творчески.
Если тело – храм души, а душа – храм духа, то со-настройка этого единого сосуда, его самоочищение происходит посредством дыхания духа (от греч. «пневма» – дыхание, дуновение, дух; в стоицизме – жизненная сила, отождествляемая с Логосом – первоогнём; космическое дыхание, дух; в христианстве – Святой дух, третье лицо Троицы). Дыхание является синтезирующим, преобразующим началом мира человека. Огромную роль в «самотворении» человека отводят дыханию мировые религии. Между телесным дыханием и божественным дыханием космоса существует реальная связь, которая осуществляется через чакру сердца. Религии трактуют творчество как результат «синергии» с Всевышним Творцом. Этот процесс «самотворения» также имеет резонансную природу . Жизнь под сенью божественного, постоянный диалог с Всевышним ведёт к неустанным усилиям души, всё это творит и преображает человека, со-настраивает его с высшими идеалами.
Опираясь на вышеизложенное, мной были созданы целостные диалого-синергетические принципы, универсальная система созидания творческой личности. Вначале, создав принцип и модель диалогического взаимодействия «Учитель-Ученик», я наткнулся на идентичные мысли относительно творческой педагогики, которые высказал философ поздней античности Аврелий Августин: «…мы, пока они учатся, вселяемся в них, а они – в нас… и сами мы как-то в них учимся тому, чему учим… поскольку, любя их, мы в них живём, постольку и для нас старое становится новым». Вспомним и идеи М. Бубера с его «Я как любящее Ты» и диалогику М. Бахтина «сотворчество понимающих». Все эти идеи диалогики и творчества согреты устремлёнными друг к другу «со-резонансными сердцами ».
«Доминантность на всех Других» (А. Ухтомский) – участие, сострадание, любовь к людям и окружающему миру – осуществляется эмпатически, путём проникновения в мир другого. Эмпатия – одна из форм любви, апаге – согласие, филия – любовь между мужчиной и женщиной, людская любовь. Всё это также «резонанс сердец».
Обратимся к ряду идей, разработанных мной в последние годы и имеющих отношение к творческим резонансам.
1. Вхождение в образ, в мир Другого наблюдается не только в искусстве, но и в любой сфере человеческой деятельности. Любя своё дело, превращая его в образ жизни, образ деятельности и образ мышления, мы сливаемся с ним, обновляя, одухотворяя предмет своей деятельности. Так с помощью творческого вдохновения, одухотворения мы открываем дверь в бессознательное. Вхождение в образ, в мир Другого – как уникальный путь к творчеству – мы можем потерять в неимоверной гонке научно-технического прогресса.
2. В этом «беге от самих себя» мы также теряем целостно-интуитивное, эмпатическое единение с миром, т. е. созерцание. Именно созерцание представляет собой магический кристалл творчества. Созерцание в своём глубинном проявлении также имеет резонансную основу.
3. Интересной, на мой взгляд, находкой, открывающей тайну творческого состояния, является разработка идеи одухотворённого вздоха , что позволило мне выдвинуть тезис: человек вздыхающий (со-переживающий, со-радующийся, со-участвующий, сострадающий, со-понимающий), т. е. откликающийся на зов, посыл Другого, и есть творческий человек. Вздыхающий человек объединяет дыхание – одухотворённость – вдохновенность – душевность – духовность. Одухотворённый вздох – это высшая ступень в иерархии творческого дыхания. Именно одухотворённый вздох, на мой взгляд, совместно с творческим перевоплощением, единением созерцания с медитационно-созерцательным в рамках творческой педагогики, где правит балом «резонанс сердец», способны значительно облегчить решение сложнейшей задачи: создание системы воспитания (школы) резонансного пения.
Немного о медитационно-созерцательном. М. Чехов, великий актёр и режиссёр, рекомендовал рассматривать всё театральное искусство «исключительно как медитацию». Для нас особенно важно отметить, что в состоянии медитации у человека происходит переключение на более тонкий и менее активный уровень мышления. При этом словесно-логическое мышление, определяемое деятельностью левого полушария, постепенно затухает и, наоборот, активизируется невербальное, образное мышление, связанное с деятельностью правого полушария. Таким образом, происходит гармонизация деятельности левого и правого полушарий, ведущих к их резонансу.
Почему певческий резонанс, вокальное эхо – один из сложнейших по своей реализации механизмов голосообразования? Потому, что все выше рассмотренные резонансные процессы в той или иной мере имеют природную основу, изначально запрограммированы природой. При этом очень трудно привести подсистемы голосовою аппарата во взаимодействие, самоорганизовать и вывести на уровень резонанса.
Когда-то Л. Б. Дмитриевым было сформулировано: «певческий процесс (голосообразование) – это функция организма». Сейчас можно сказать: певческий процесс – это не функция организма, а сложнейшая, постоянно видоизменяющаяся функциональная система, которую со-настроить, привести в резонансное состояние чрезвычайно сложно. Органы звукообразования изначально были созданы для жизнедеятельности человека.
Привести в порядок, со-настроить, отрегулировать сложнейшую систему необыкновенно трудно. Певческий процесс – это плод человеческой самодеятельности в процессе своей эволюции. Поэтому я присоединяюсь к Н. Д. Андгуладзе, который считает, что canto ergo sum («человек поющий») – одно из высших проявлений человеческого духа. Достичь совершенства в этой сфере нелегко.
Очень важно в рамках творческой вокальной педагогики во взаимодействии «Учитель-Ученик» уходить от обыденного сознания. Подключение высших творческих проявлений лучше всего происходит, когда педагог и ученик, находясь в состоянии творческого подъёма, дышат как единое целое, в едином порыве. Таким образом, одухотворённый вздох их единит, они «заражают» друг друга творческой энергией, стимулируя друг друга обратной связью и увеличивая тем самым свой творческий потенциал. Так активизируются все сущностные силы творческой личности.
Становление певца, со-настройка певческого аппарата как бы вливаются в общий поток творческих резонансов, обозначенных выше. Происходит многоканальное резонансное воздействие на организм певца, а он отвечает на этот творческий всплеск (положительный стресс) биохимическим выбросом адреналина, норадреналина, гормонов, сахара и т. д. Таким образом, происходит некий тренаж биохимического состава крови певца, это тренаж эндокринной системы и других систем организма, работающих на созидательный творческий процесс. Итак: то, что свойственно вундеркиндам, гениям, уникумам (у них биохимический выброс в состоянии творческого подъёма многократно выше, чем у среднего человека), можно развивать в талантливых, одарённых людях. Исследования И. Г. Селье и В. Эфроимсона доказали, что ответ организма на творческие выплески имеет биохимический характер.
Поэтому можно бросить «клич» вокалистам: «пользуйтесь "естественным допингом" – творческим вдохновением, одухотворённым вздохом, вхождением в образ, резонансом сердец – это "даровая энергия" творческого созидания».
В рамках творческой педагогики акустический резонанс, возникающий из системного взаимодействия (дыхание – гортань – резонаторы), гармонично вписывается в общий поток творческих резонансов. В креативной педагогике огромна роль педагога, некого зарядного устройства, подпитывающего своей энергией ученика, «заражающего» его новыми идеями, унося в высшие творческие сферы. Как сказал Уильям Артур Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
«Резонанс сердец» в творческой педагогике имеет ту же природу, что и акустический резонанс (вокальное эхо). Акустика зала откликается на резонансный посыл отлаженного, со-резонирующего певческого аппарата. При этом, как отмечалось выше, важен синтез резонансов, в том числе педагогического и исполнительского. О педагогическом взаимодействии нами уже было сказано. В исполнительстве же, входя в образ, перевоплощаясь в «Не-Я», мы вначале проникаем в идеи и смыслы, которые композитор зашифровал в нотном тексте, адекватно расшифровывая их. Мы как бы овладеваем дыханием образа, его темпоритмами. Затем возникает единение, эффект резонанса.
Любим – значит со-резонируем, откликаемся на посыл другой души; при этом неважно – человек это или любимое дело. Во взаимодействии «исполнитель-слушатель» также сосуществует множество резонансных посылов, определяющим из которых является «резонанс сердец». Пение «от сердца к сердцу» свойственно всем известным певцам. Сгусток энергий, идущих от исполнителя, захватывает слушателей. Возникает слияние дыханий: в едином порыве, затаив дыхание, публика как завороженная входит в некий транс. Так возникает чудо – эффект резонанса. При этом важна обратная связь: идущая от публики волна энергий является важным стимулятором творческого подъема исполнителя.
Дыхание – гортань – резонаторы, как единая функциональная система, органично вливается в созданные мной целостные диалого-синергетические принципы созидания творческой личности.
Дыхание, одухотворённый вздох – как духовные составляющие, творящие и преобразующие человека и окружающий мир – естественным образом стыкуются с озвученным резонирующим дыханием , ведущим к организации единой резонансной системы.
В формулировке В. П. Морозова, «озвученное резонирующее дыхание» со-существуют и диалогика, и перевоплощение (вхождение в образ), и, безусловно, эффект резонанса – основы моей и системы. Приведём созвучное высказывание Н. Д. Андгуладзе: «Резонаторы должны дышать, а дыхание – резонировать », которое перекликается с метафорой Дж. Барра (учителя Н. Д. Андгуладзе): «Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге… »
Очень важны для наших рассуждений выражения К. Эверарди: «ставь грудь на голова, голова на грудь»; «мешай, мешай звуки»; и главное – «держи пустой голова». Эти высказывания перекликаются с советами некоторых педагогов: «Приготовь в голове большое пустое место и пой в это место». Но этого можно добиться тогда и по методике Крестинского:
«Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба
И начните петь со лба»,
или, как сказал Тархов:
«Всей верхней челюстью живите,
А нижней челюсти – как нет».
Для наших рассуждений интересны и другие ассоциации, связанные с акустическим резонансом: «Тело – храм души, а душа – храм духа». Это и философско-религиозная, и одновременно акустическая со-резонансная трактовка внутреннего мира человека. Вспомним удивительные по образности и яркости рассказы А. Остужева и И. Андронникова о горле Ф. Шаляпина, его великолепном нёбном своде и потрясающей архитектонике его зева, а также высказывание И. К. Архиповой: «У певца внутри собор».
Использование эховых упражнений во многом моделирует певческий процесс. Это некий тренажер вокалиста, с помощью которого легко проверяется работа дыхания, связи «дыхание – гортань – резонаторы» и т. д. Во время упражнений возникает «вокальное эхо», гортань автоматически, как настаивает автор концепции «резонансного пения» В. П. Морозов, занимает своё оптимальное певческое положение.
Рассмотрим ряд вокальных и речевых упражнений, способствующих развитию «вокального эха».
1-а. Мычание, нычание, вычание, рычание.
1-б. Стоны, вздохи, «возгласы Ф. Шаляпина» с интонациями вопроса и ответа – «хэ», «ху», «эге», «ху-гу».
2. Расслабление внешней и активизация внутренней мускулатуры тела, попытка включить внутреннюю «певческую тягу» – некую «пьяность», состояние «всё нипочём», «море по колено». Данными упражнениями пользуются многие вокальные педагоги.
3. Речевые упражнения:
• вопрос. «Би-бэ-ба, би-бэ-ба» и ответ: «Аб-ба-ба-ба-ба»;
• вопрос: «Ми-мэ-ма, ми-мэ-ма» и ответ: «Ам-ма-ма-ма-ма»;
• с повышением тесситуры «Бри-брэ-бра-бро-бру»;
• «хмыкание» (при закрытом нёбе) – вопрос «Х-ы, х-ы, х-ы…»;
4. Эховые упражнения – как будто зовём кого-то, находящегося далеко:
• с повышением и понижением тесситуры – «Э-ге-ге-ге-гей», «О-го-го-го-го» – петь в полный голос, но не кричать или, начиная с piano, постепенно достигать forte;
• «Эй-эй-э-ге-ге-ге-гей», «Ой-ой-о-го-го-го-гой» – начиная с piano, постепенно достигать forte;
• «Дуй-дуй-дуй», «Ой-ой-ой» – по звукам мажорного трезвучия вверх или вниз;
• «Ой-ой-ой-ой-ой», «Рэй-рэй-рэй-рэй-рэй», «Дуй-дуй-дуй-дуй-дуй» – по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз (вниз и вверх);
• «Лё-о-о-о-о-о-о-о-о…» – по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз (вниз и вверх) с повтором второго и третьего звуков;
• «Ми-и-е-о-у-а-а-а» – по звукам интервала квинты снизу вверх легато (плавно), а затем маркато (подчёркивая каждый звук).
Такие упражнения в большей степени подходят для мужских голосов, но стоны, мычание, нычание, рычание хороши и для женских голосов. Кстати, М. Э. Донец-Тессейр рекомендовала своим ученицам, высоким женским голосам, на верхних нотах гудеть «как пароход» («гу-у-у-у…»).
Всё это: резонансное пение – в действии!!!
В заключение ещё раз повторим: «Пользуйтесь даровым потенциалом творческого вдохновения и одухотворённого вздоха, ведущим к мощным по силе созидания резонансным эффектам, в том числе – уникальному певческому резонансу, называемому вокальным эхом».
В. Н. Бучель. «Его величество резонанс» в моей вокально-педагогической практике[45]
Когда речь идёт о резонансном пении, невольно хочется вспомнить братьев наших меньших пернатых певцов. Оказалось, что у них две гортани и главная роль в образовании звука принадлежит именно нижней гортани. Особенность птичьей гортани в том, что она имеет не один вибратор, как у человека, а два, три и четыре. И, благодаря такому строению гортани и наличию нескольких вибраторов, голосовой аппарат птицы представляет как бы мини-оркестр.
Голосовой аппарат человека – не менее сложный и совершенный и имеет достаточное количество разных полостей-резонаторов, при помощи которых человек может извлекать звуки божественной красоты и силы. Все эти полости-резонаторы дают возможность певцу объединить их в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единую звучащую трубу.
Благодаря мембранно-трахейному механизму и голосовым связкам, резонирующий в полостях воздух превращается в звуковой столб, который озвучивает все резонаторы и усиливается во много раз, не требуя от дыхательной системы больших физических затрат. Великие мастера пения называют это явление резонансом… Все эти резонансы в разных полостях-резонаторах увеличивают амплитуду своих колебаний и передают эти колебания стенкам голосового аппарата. Благодаря этим колебаниям певец при помощи чувствительных нервных окончаний голосового аппарата воспринимает вибрации во всех резонирующих полостях как резонанс.
Великие мастера пения и современная наука о природе резонанса в певческом голосе открыла вокальной педагогике секреты образования резонанса в пении. Педагоги прошлого и настоящего времени передали многие секреты своим ученикам.
И опытные педагоги, и вокальная наука утверждают, что сила голоса может быть увеличена не за счет физических усилий певца, а за счет нахождения и усиления резонанса. То же самое говорится и о звонкости, легкости и полётности звука. Эти качества звука также зависят от правильного использования резонаторов и дыхания. Задача педагога и певца заключается в том, чтобы найти эту самую золотую драгоценную меру и вокальную позицию, при которых в голосе образуется наибольшее количество резонансов и обертонов. Возникает естественный вопрос: «Где эта самая мера, точка; как и что нужно делать с голосовым аппаратом, чтобы получить эти резонансы и обертоны?» Ответ и простой, и сложный.
Для того чтобы получить эти резонансы и обертоны, нужно:
– выстроить, объединить все резонаторы грудной, глоточной и головной системы в единую трубу от бронхов до лобных пазух;
– устроить в этой трубе «сквозняк» (продых) при помощи звенящего звукового столба, а не выдыхаемого воздуха. Но прежде, чем пытаться организовать этот «сквозняк» во всех резонаторах, нужно поэтапно подготовить всю мышечную и дыхательную систему к такой работе;
– овладеть диафрагмальным дыханием при помощи специальных мышечных движений;
– затем научиться расслаблять мышцы лица, нижней челюсти, глотки, корня языка и всего туловища;
– научиться открывать глотку при помощи полузевка и опускать гортань на столько, на сколько это необходимо для каждого типа голоса.
Учитывая то, что пение и речь значительно отличаются по мышечной артикуляции гласных звуков, певец должен научиться артикулировать вокальные гласные в глотке, не используя губы. В речи мы артикулируем гласные в ротоглоточной полости при помощи губ. В пении эта артикуляция смещается – опускается в глоточную полость, что решительно отличает вокальную артикуляцию от речевой. И, овладев целенаправленными мышечными движениями всего вокального комплекса, мы сможем, наконец, решать более конкретные задачи: образовывать звуковой резонирующий «сквозняк» во всех резонаторах голосового аппарата.
Прежде чем начать практически добиваться этого звенящего резонирующего звучания («сквозняка» в трубах резонаторах голосового аппарата), нужно воспользоваться мощнейшим психофизиологическим средством – воображением. Правильно сформулированные педагогом словесные формулы могут вызвать у певца нужные эмоциональные реакции и представления, как будто этот звенящий звуковой столб заполняет все резонаторы и звенит во всем теле, озвучивая большое воображаемое пространство зрительного зала.
Прибегая к воображению, можно также успешно расслаблять все побочные мышечные комплексы, не принимающие участия в звукообразовании, которые могут мешать:
– образованию резонанса;
– правильному диафрагмальному вдоху и выдоху;
– началу звука в нижней части трахеи без привлечения внимания к гортани.
Если нам удается озвучить все резонаторы в голосовом аппарате этим звенящим, льющимся во внешнее пространство, свободным звуком, значит, мы правильно задействовали все мышцы, необходимые для образования резонанса. Концентрация внимания и воображения на сознательной активизации резонаторов с помощью вибрационных ощущений помогает нам сформировать технику резонансного пения.
С самого начала обучения главнойи единственнойцелью должно быть только резонансноепение. Лишь при таком осознании всей важности задачи овладение резонансной техникой пения достижимо и реально.
Сам процесс обучения резонансной технике пения проходит путем проб и ошибок. Наша задача – правильно использовать мышечную активность различных двигательных и чувствительных элементов организма, которые приводят к положительным результатам.