Система коррекционной работы

Е. Агранович

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

У ДЕТЕЙ

Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

УДК 376.3 ББК 74.3 А251

Художник обложки И. Н. Ржевцева

Агранович 3-Е.

А251 Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.— 48 с.

ISBN 5-89814-072-7

Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов,— дефекта, ведущего к возникновению дисграфий и дислексии.

Пособие адресовано практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компен­сирующего вида, а также родителям.

УДК 376.3 ББК 74.3

© Агранович З.Е., 2000
© Оформление. Издательство
ISBN 5-89814-072-7 «Детство-Пресс», 2000

Предисловие

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ

ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, спо­собность к понятийному мышлению. Овладение речью способ­ствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ре­чевое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются ком­муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникатив­ная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций челове­ка. В норме регулирующая функция речи формируется к кон­цу дошкольного возраста и имеет большое значение для пере­хода ребенка к школьному обучению. Становление регулирую­щей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской

психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Формирование у детей грамматически правильной, лекси­чески богатой и фонетически четкой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружа­ющими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его вза­имоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болез­ненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша по­нимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически пра­вильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользо­ваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух — и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он на­чинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) от­мечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.

Все фонетические нарушения речи должны быть своевре­менно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата не­обходимо направить на консультацию к специалистам: логопе­ду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических де­фектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне ме­дикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вто­ричных речевых и нервно-психических нарушений — важней­шие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. Цель данного пособия — помочь им в успешном ре­шении этих задач.

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации