В) Трудности управления ребенком.
Сборник методических статей
Изд-во «СигналЪ» Москва 2001
Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ.
Авторы: Бардышевская М.К., Бардышевскпй Н.В., Львова И.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведннкова Н.И., Шарова Г.В.
Редактор: к.б.н. С.А.Морозов Художник: Н.В.Бардышевскпй Издательство «Сигналь», М., 2001 г.
В сборнике представлены методические материалы по работе с родителями аутичных детей, по работе с детьми, страдающими сложными формами аутизма, по коррекции речевых нарушений, арт- и музыкотерапии при аутизме. Многие положения освещаются в отечественной литературе впервые. Книга предназначена для педагогов, психологов, воспитателей работающих с детьми с аутизмом и с другими проблемами развития, а также для родителей аутичных детей.
Данный проект финансируется Агенством США по международному развитию (USIAD) в рамках Программы "Помощь детям-сиротам в России", осуществляемой совместно "Холит Интериешенел Чнлдренс Сервнсез, Инк."(НоК) и "Чарнтнз Эйд Фаундейшн" (CAF)
НА ПУТИ К МЕТОДИКЕ
(предисловие)
В настоящее время трудно пожаловаться на дефицит литературы по проблеме детского аутизма: за последние несколько лет вшили книги по его клиническим и психолого-педагогическим аспектам В.М.Башина, «Аутизм у детей», «Аутизм: нарушения метаболизма и их коррекция»; О.С.Никольская и др., «Аутичный ребенок: пути помощи», Т.Пеетерс, «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию» и др.), защищено несколько диссертаций.
Тем не менее, практические работники, - педагоги, психологи, воспитатели, - с которыми довелось вместе работать в Обществе помощи аутичным детям «Добро» и в Учебно-воспитательном комплексе №1831 для детей, страдающих ранним аутизмом (в 1996-2000 г.г.), встречаться во время поездок с лекциями в различных регионах России постоянно сетуют на острую нехватку литературы методической, такой, которая помогала бы в непосредственной работе с детьми. Сейчас такие книги единичны.
Еще в более тяжелом положении находятся родители аутичных детей. Они буквально напичканы всевозможными теориями, а на практике им нужны простые, доступные советы в конкретных ситуациях. Как учить родителей приемам работы с их собственными детьми, правилам поведения в многочисленных трудных ситуациях, в которые попадают они и их дети, если никаких методических разработок по этим вопросам нет, как практически нет и специальных учреждений для аутичных детей?
Настоящая книга создана с целью хотя бы в небольшой степени уменьшить этот дефицит. Авторы - опытные специалисты, немало лет практически работающие в области коррекции аутизма.
Две статьи (М.И.Праведннковой, И.А.Львовой и Н.И.Праведниковой) посвящены работе с родителями аутичных детей, разделу, о важности которого очень много говорят, но по существу его почти ничего не пишут (в лучшем случае о роли родителей в защите прав аутичных детей на адекватное воспитание и обучение, на достойные условия жизни).
Очень важной представляется работа С.С.Морозовой, в которой не только много говорится о работе с наиболее незащищенной группой - детьми со сложными и осложненными формами аутизма, но и довольно подробно раскрывается ряд положений нового для практики отечественной специальной педагогики и специальной психологии направления - поведенческой терапии. Рассматриваются также выбор коррекционной) подхода - один из сложнейших и новых вопросов практики помощи аутичным детям и переход от индивидуальных форм работы к групповым, что, как показала жизнь, является одним из камней преткновения в организации государственных специальных коррекционных учреждений для аутичных детей и подростков.
В разделе, написанном Т.И.Морозовой, рассмотрены особенности нарушений речевого развития при детском аутизме и их коррекция - один из наиболее важных аспектов комплексной коррекционной работы. Автор основывается на распространенной психологической классификации аутизма О.С.Никольской, хотя описываемым проявлениям речевых нарушений у аутичных детей в рамках этой классификации (на условность которой указывается) явно
находчивость, изобретательность, творчество в любых eго проявлениях. У аутичных детей на свойственные каждому индивидуальные черты характера, личности накладывается многообразие клинической картины: в этой ситуации единых методических рецептов быть не может, как не может быть методики в ее «классическом» понимании. Речь идет скорее об определенных спектрах методических решений, о правилах составления индивидуальных учебных программ, о формировании индивидуальных учебных планов. Без этого, как показала практика многих стран, на успешную коррекцию рассчитывать не приходятся, и вероятность институционализации, социального сиротства аутичных детей резко возрастает.
Авторы и все члены Общества «Добро» приносят глубокую благодарность Агенству международного развития США, программе «Помощь детям-сиротам в России» за созданную ими возможность написать и опубликовать эту книгу. Нет сомнений, что к нашей благодарности присоединятся многие психологи и педагоги, работающие с аутичными детьми и родители.
С.Морозов
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Н. И. ПРАВЕДНИКОВА
Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма (РДА) подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является работа с родителями. Необходимость такой работы вызвана рядом причин:
1. Родитель представляет интересы ребенка, несет за него ответственность и принимает решения по всем вопросам его жизни, в том числе связанным с обучением и воспитанием.
2. В своих выборах и поступках ребенок ориентирован, как правило, на родительскую оценку. От позиции родителя, его поведения по отношению к ребенку во многом зависит эффективность коррекционного процесса.
3. В связи с особенностями психики аутичного ребенка (в частности, со стереотипностью) необходима постоянная работа родителей по закреплению навыков и умений, приобретаемых ребенком в образовательных учреждениях, и переносу их в другие условия.
4. Родители обращаются к психологам за консультациями по своей инициативе.
Наиболее часто звучат следующие проблемы:
а) Неудовлетворенность общением с ребенком. Родители жалуются на отсутствие стремления к контакту, эмоциональной привязанности со стороны ребенка, на его безразличие и, как следствие, ощущение своей невостребованности, ненужности.
Поведение ребенка уже в младенческом возрасте не соответствует ожиданиям близких. Родительское поведение не встречает эмоционального отклика со стороны ребенка, не подкрепляется его ответным поведением в обычных формах (улыбка, гуление, комплекс оживления, принятие позы готовности при взятии на руки, взгляд в глаза, вербальное и невербальное обращение к родителю).1 Родитель при этом испытывает фрустрацию в контакте, растерянность, тревогу. Он начинает сомневаться не только в "нормальности" ребенка, но и в своей родительской состоятельности, которая обычно является важной составляющей образа Я, самооценки.
б) Изменение жизненных планов.
На основе представлений о развитии ребенка, сравнения с другими детьми родитель (часто неосознанно) прогнозирует его достижения, рост его самостоятельности и возможностей, изменения собственной роли. Когда оказывается, что поведение ребенка не отвечает его ожиданиям, он тревожится, обращается к специалистам. Как правило, при этом взрослый надеется на быстрое излечение ребенка, возвращение его к нормальному состоянию и готов уделять больше времени и сил на занятия с ним. Он согласен на некоторый период жизни отдать приоритет своей родительской функции.2
Открытие, что его ребенок не болен, а развивается особенным образом, и для коррекции его развития понадобятся годы, а то и вся жизнь, становится поворотным моментом в жизни родителя. Он понимает, что, возможно, придется отказаться от реализации каких-то
1 Иногда ребенок демонстрирует сверхзависимость от матери, но и в этом случае эмоциональное общение минимально. То есть, мать востребуется не лично, а функционально, и потому легко заменяется любым человеком, который может помочь.
2 Речь идет о родителях, которые активно ищут помощи своему ребенку. Родители, оставившие своего ребенка на попечение системы соцзащиты населения, не попадают в поле нашего зрения.
жизненных планов, связанных с определенными ценностями и потребностями. На эмоциональном уровне родитель реагирует на это открытие целой гаммой противоречивых чувств, иногда - депрессией.
в) Трудности управления ребенком.
Как правило, наибольшую трудность для родителей представляет купирование самоагрессии и агрессии ребенка, а наибольшую остроту и актуальность имеют проблемы, связанные с управлением ребёнком на людях, когда риск получения негативной оценки со стороны социума обостряет самооценочные реакции взрослого.
Имея в виду, что основная цель работы психолога с родителями - сотрудничество родителей со специалистами в интересах ребенка, можно выделить следующие задачи:
1. Выяснение и (в случае необходимости) коррекция мотивации обращения родителей к специалистам. Формирование и поддержка мотивации к активному и осознанному участию в помощи своему ребенку;
2. Помощь родителям в анализе и уточнении их представлений о развитии ребенка, о роли родителя, о необходимости их участия в психокоррекционном процессе и возможных формах такого участия;
3) Помощь родителям в изменении поведения на основе новых представлений, в формировании необходимых для этого навыков.3 Дня реализации поставленных задач можно предложить несколько форм работы с родителями:
1. Запись на первичный прием.4
3 В том числе, коррскционных, когнитивных, общения, эмоционального реагирования.
4Эту форму нельзя отнести к собственно психологической работе с родителями, но она, на наш взгляд, очень важна для четкого построения отношений учреждения с родителями воспитанников и распределения ответственности сторон.
2. Беседа с родителями на первичном приеме.
3. Вводная консультация.
4. Обучение родителей ведению дневника наблюдений за ребенком.
5. Разработка домашних программ занятий с детьми и обучение
родителей их проведению.
6. Тренинга навыков, необходимых для выполнения рекомендаций
специалистов, работающих с ребенком.
7. Личностно-ориентированные психотерапевтические группы.
8. Индивидуальное и семейное консультирование.