Критерии и уровни эффективности организации процесса здоровьетворящего образования
Критерии | Пропедевтический уровень | Интроективный уровень | Творческий уровень |
Дело – организация процесса здоровьетворящего образования | Дело актуально менее чем для 20 % субъектов; содержательно идея прорабатывается в современных исследованиях; этапы организуемого дела слабо связаны с его общей идеей и не способствуют достижению цели; дело может быть организовано только при наличии особых, специально созданных условий; результат соответствует цели на уровне постановки задач | Дело актуально более чем для 50% субъектов; формулировка идеи нова, однако на уровне практической реализации имеется опыт ее внедрения; каждый этап организуемого дела частично соответствует общей, каждой частной идее и цели; возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях незначительна; результат соответствует целина уровне формального решения задач | Дело актуально для подавляющего большинства субъектов и имеет для них личностную значимость; объективная и творческая новизна идеи проявляется как в ее формулировке, так и в содержании; каждый этап дела полностью соответствует цели, общей и каждой частной идее; реализация организуемого дела возможна в любых, самых обыденных условиях; результат полностью соответствует цели |
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | Идея принимается субъектами образовательного процесса на уровне простого любопытства; консенсус интересов достигается достаточно трудно; уровень сопротивления субъектов образовательного процесса участию в организации дела высок; включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают менее 10 % субъектов; включение субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме не наблюдается | Идея принимается субъектами образовательного процесса в рамках должностных обязанностей; баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса в отдельных моментах соблюден; субъекты образовательного процесса проявляют активность в процессе только в силу своих должностных обязанностей; включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают более 40 % субъектов; распространение идеи в социуме осуществляется субъектами только в рамках ближайшего окружения | Идея принимается субъектами образовательного процесса и на профессиональном, и на личностном уровне; баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса соблюден полностью; более 60 % субъектов образовательного процесса проявляют высокую активность в организации дела и сразу же включаются в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни; а также содействуют распространению идеи в социуме |
Продолжение таблицы 8
Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса | Валеологическое развитие учителей осуществляется только на уровне теоретических знаний; валеологическое развитие учащихся ограничивается уроками валеологии (здоровья); количество мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, ограничивается в основном однообразными физкультминутками на некоторых уроках преимущественно в начальной школе; все предпринимаемые действия хаотичны, бессистемны и не соотнесены между собой | Валеологическое развитие учителей осуществляется на уровне теоретических и методических знаний; валеологическое развитие учащихся обеспечивается включением их в валеологическую деятельность в рамках учебного процесса; разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, представлено регулярными валеопаузами на уроках во всех звеньях школы; соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой наблюдается в отдельные периоды и преимущественно в начальной школе | Валеологическое развитие учителей осуществляется как на уровне теоретических и методических знаний, так на уровне практических умений; валеологическое развитие учащихся осуществляется в разнообразных формах как в учебное, так и во внеучебное время; «оздоровление» учебного процесса обеспечивается валеологическим подходом к его организации на всех уровнях: целеполагания, организации содержания образования, определения принципов, выбора методов, средств и организационных форм; все обозначенные моменты процесса полностью соотнесены между собой |
Окончание таблицы 8
1 | |||
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | Общая продолжительность организуемого процесса недостаточна для полноценного включения в него всех учащихся и учителей; периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов не установлена, в результате у субъектов образовательного процесса не обеспечивается сохранение устойчивого интереса к данному делу; продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса недостаточна для получения оптимального результата; продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – не позволяет в полной мере завершить процесс, что мешает достижению в достаточной мере устойчивого результата | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включиться в него более 50% учащихся и учителей, периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу, но недостаточна для формирования соответствующей потребности; продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса в целом соотнесена с его общей продолжительностью; продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включить в него всех учащихся и учителей школы; периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов обеспечивает сохранение у его субъектов устойчивого интереса к данному делу, формирование соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня их общей активности, продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса полностью соотнесена с его общей продолжительностью; продолжительность каждого отдельного момента организуемого процесса – валеологического мероприятия или действия – полностью обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата |
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | Соответствие пространства ограничивается только наличием помещения для реализации организуемого дела; возможности приспособления пространства к требующим решения задачам отсутствуют; материально-техническая оснащенность пространства минимальная | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на отдельных этапах организуемого дела; имеется возможность приспособления пространства к решению отдельных задач, материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает полноценное решение отдельных задач | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на всех этапах организуемого дела; возможность приспособления пространства к требующим решения задачам имеется в необходимой и достаточной мере; материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает в целом реализацию цели организуемого процесса |
Таблица 9