Проведите дома несложный эксперимент. Сравните и обсудите полученные результаты на занятии по риторике.
Возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. Встаньте перед зеркалом и представьте конкретную речевую ситуацию: кто-то вас чем-либо обидел, разозлил. Какие чувства вы будете испытывать? Что будете говорить? Какими будут ваше выражение лица, жесты, интонация речи? Составьте свой воображаемый портрет, отразив ответы на вопросы в первой колонне: я чувствую...; я хочу...; я говорю...; я выражаю свои мысли и чувства в ...жестах, в ...мимике, в ...позе. Затем выполните несколько самых простых упражнений против стресса:
1. Примите удобную позу, расслабьте мышцы и закройте глаза.
2. Представьте приятную картину (весенний лес, цветущий луг, морской закат и т. п.), стараясь освободиться от прочих мыслей.
3. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
4. Задержите дыхание на несколько секунд; затем сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до десяти.
5. Сделайте резкий выдох.
После этого перед зеркалом вообразите ту же речевую ситуацию. Опишите свое состояние и возможные высказывания во второй колонке. Что изменилось? Помогла ли вам эта методика в преодолении склонности к обидному общению?
34. Раскройте содержание следующих понятинй и про-должите синонимический ряд: сопереживание, сочувствие, соучастие... Подготовьте устное выступление на тему: «Развитие способности к сопереживанию как способ предотвращения обидного общения.
35. Как можно использовать метод «переключения внимания», чтобы избежать обидного общения в следуюхцих ситуациях?
1. Брат обвиняет вас в том, что получил неудовлетворительную оценку.
2. Подруга в грубой форме выражает недовольство вашим незначительным опозданием на встречу.
3. Однокурсники высмеивают вашу манеру одеваться.
36. Докажите, что приведенные диалоги можно назвать ссорой. Кто из ребят, по-вашему, настроен более враждебно? Почему? Как следовало бы общаться коммуникантам, чтобы избежать обидного общения? Продумайте несколько вариантов речевого поведения каждого участника общения и инсценируйте эти речевые ситуации.
1. «- Поехали, Вадим! - сказал Игорь.
Вадим вдруг ответил:
- Я не поеду!
- Почему?
- Останусь с ребятами.
- Не валяй дурака! - рассердился Игорь.
- Сказали тебе - поезжай, значит, поезжай.
- Если будешь орать, я тебе так вмажу!.. - ответил Вадим.
- Ну и черт с тобой! - сказал Игорь и полез в кузов».
(А. Рыбаков. Приключения Кроша.)
2. «Однажды, во время сильнейшего пыла его (Володиной) страсти к вещам, я подошел к его столу и разбил нечаянно пустой разноцветный флакончик.
- Кто тебя просил трогать мои вещи? — сказал вошедший в комнату Володя, заметив расстройство, произведенное мною в симметрии разнообразных украшений его столика. - А где флакончик? Непременно ты...
- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?
- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.
- Пожалуйста, не командуй, - отвечал я. - Разбил так разбил; что ж тут говорить!
И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.
- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подергивания плечом, который он наследовал от папы, - разбил, да еще и смеется, этакой несносный мальчишка!
- Я мальчишка; а ты большой, да глупый .
- Не намерен с тобой браниться, - сказал Володя, слегка отталкивая меня, - убирайся.
- Не толкайся!
- Убирайся!
- Я тебе говорю, не толкайся!
Володя взял меня за руку и хотел оттащить от стола; но я уже был раздражен до последней степени: схватил стол за ножку и опрокинул его. «Так вот же тебе!» - и все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол.
Отвратительный мальчишка!.. - закричал Володя, стараясь поддержать падающие вещи.
«Ну, теперь все кончено между нами, - думал я, выходя из комнаты, - мы навек поссорились».
(Л. Толстой. Отрочество.)
37. Прочитайте фрагмент повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши». Что мог бы сказать герой, чтобы реализовать свое коммуникативное намерение, не прибегая при этом к обидным высказываниям? Предложите несколько вариантов таких высказываний.
«Санька в своей лохматой шапке, деловито насупленный, принимал услужливо поднесенную лягушку, набрасывал веревочную петлю на лапку, строго спрашивал:
- Чья очередь? - И передавал из рук в руку веревочку со слабо барахтающейся лягушкой:
-Бей!..
- ...Я не хочу, Санька, пусть Колька за меня. - Голос у Миньки тонкий, девичий, и синие страдальческие глаза, узкое лицо бледно и перекошено...
Санька наставил на Миньку деревянный нос:
- Не хоч-чу... Все хотят, а ты чистенький!
- Санька, не надо... Колька вон просит. - Слезы в голосе.
- Бери веревочку! Где лягуха?..
И дюшка сказал:
- Не тронь человека!.. Не тронь его, сволочь!
- Ты... свихнулся? - У Саньки даже голос осел.
- Бросай сам!
- А в морду?..
- Скотина! Палач! Плевал я на тебя!
Для убедительности Юшка и в самом деле плюнул в сторону Саньки...»
38. Прочитайте фрагмент повести В. Железникова «Чучело». Предложите разные способы устранения речевой агрессии в данной ситуации общения. Иисценируйте ситуацию.
«...Ленка увидела ребят - остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
- Перед нами исторический экспонат - Бессольцева! — Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку, а голос зазвенел:
- Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
- Точно! — крикнул Лохматый. - Она уезжает!
- Сила победила! - радостно поддержал его Рыжий.
- А знаете, что мы ей посоветуем? - Миронова озарилась вдохновением. - Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
- Не отвечает, - разочарованно сказал Валька. - Выходит, не запомнила.
- Может, оглохла? - пропищала Шмакова. - Так ты ее... встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
- А вот этого уже не надо, - остановила его Миронова, - ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
- Пусть катится, откуда приехала! - крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
- Нам такие не нужны!
- Ябеда!
- Чу-че-ло-о-о! - Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и ве-селились, и каждый старался перещеголять другого:
- Чу-че-ло-о-о!
- Чу-че-ло-о-о!
- Ого-род-ное!
- Рот до ушей!
- Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри его...»
39. Как вы понимаете следующие высказывания? Сформулируйте и запишите заключенные в этих изречениях правила общения, нормы речевого поведения в конфликтных ситуациях. Подготовьте краткое устное выступление по одному или нескольким из них.
«Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста». (Т. Джефферсон.)
«Если человек не всегда владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями». (П. Буаст.)
«Сила не нуждается в ругательствах». (Ф.М. Достоевский.)
«Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать». (Пифагор.)
«Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее». (И. Гете.)
«Ход вещей зависит от нашей решительной воли и от наших усилий». (Г. Уэллс.)
«Другим прощай многое, себе ничего». (Публилий Сир.)
«Упрямство — вывеска дураков». (И.В. Княжнин.)
40. Определите значение каждого из указанных слов. Можно ли считать их синонимами? Какие из данных слов имеют наиболее общее, расширительное значение? Аргументируйте свои ответы. Составьте словосочетания и предложения с каждым из этих слов.
Вежливый - учтивый - корректный - предупредительный - обходительный - любезный - галантный - воспитанный — культурный.
Составьте несколько вариантов высказываний для каждой из следующих ситуаций. Определите виды общения по характеру социальных ролей (официальное - неофициальное). Аргументируйте свои ответы.
1. Вы новый учитель. Представьтесь классу.
2. Вы новый ученик. Познакомьтесь с одноклассником, сидящим с вами за одной партой.
3. Вы на деловых переговорах. Представьте своего коллегу представителям другой фирмы.
4. Вы корреспондент еженедельной газеты. Представьтесь известному ученому, у которого собираетесь брать интервью.
5. Представьтесь сами и представьте своего друга (подругу) новому однокурснику.
6. Вы новый заместитель начальника. Представьтесь коллегам.
7. Представьте свою сестру своей новой подруге (другу).
8. Вы торговый агент. Представьтесь молодой женщине на улице.
9. Вы выступающий на конференции. Представьтесь аудитории.
10. Вы в столовой дома отдыха. Познакомьтесь с соседями по столику.
11. У вас - день рождения. Представьте новую подругу (друга) компании своих друзей и родителям.
12. Вы экскурсовод. Представьтесь группе туристов.
42. Прочитайте фрагмент рассказа Л. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова». Какие формулы речевого этикета использует учитель? Оцените грамотность составления и уместность их употребления. Аргументируйте свой ответ.
«- Поздравляю вас с началом учебного года. Я ваша классная руководительница, меня зовут Евгения Алексеевна Лукина, - с выразительными растяжками произнесла она... - А теперь познакомимся, - продолжала она и, раскрыв свежий журнал, произнесла: - Алферов Александр... »
43. Кто кого и в какой форме должен приветствовать первым в следующих речевых ситуациях? Аргументируйте свой ответ. Приведите несколько вариантов ответных высказываний на приветствия в данных ситуациях общения. Инсценируйте диалоги.
1. Молодая женщина - журналист берет интервью у известного писателя.
2. Знаменитый ученый выступает на конференции перед аудиторией студентов.
3. В институте преподаватель встречается со студентом.
4. На перемене учитель встречает группу учащихся.
5. Две подруги встречаются на улице.
6. Руководитель делегации встречается с одним из ее членов во время обеденного перерыва.
7. Ваши друг или подруга знакомятся с вашими родителями.
8. Вы встречаетесь в подъезде с пожилым соседом.
9. Учитель встречается в коридоре с директором школы.
10. Директор выступает с докладом на педагогическом совете.
11. Покупатель входит в небольшой магазин с одним продавцом.
Определите особенности следующих жестов приветствия, обусловленных временем, местом, сферой, характером и другими факторами их употребления. Покажите эти жесты и приведите примеры их использования.
Какие из указанных жестов приветствия используются учителем (или учащимися) в педагогическом общении? В каких речевых ситуациях?
Рукопожатие, поклон всем корпусом, поклон головы, поклон стоя на коленях, кивок, взмах руки, похлопывание собеседника по плечу, объятия, реверанс, поцелуй руки, расшаркивание, поднятая вверх рука, прикладывание ладони, перпендикулярной корпусу руки, к головному убору («отдать честь»), хлопок рукой по руке собеседника, потирание носом о нос собеседника, приподнимание над головой шляпы; покачивание сжатыми над головой руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед.
45. Определите уместность «ты» - или «вы» - обращения для реализации следующих коммуникативных задач. Аргументируйте свой ответ.
Какие факторы и каким образом будут влиять на выбор формы обращения? Подготовьте краткое устное сообщение по этой проблеме, используя данные примеры.
1. Обратиться на улице к незнакомому человеку своего возраста с вопросом: который час?
2. Обратиться к однокурснику во время его выступления на научной конференции.
3. Обратиться на дискотеке к малознакомому человеку своего возраста с просьбой указать местоположение в кафе.
4. Обратиться к коллеге во время разговора в учительской на перемене.
5. Обратиться с приветствием к пожилому соседу, которого вы знаете с детства.
6. Обратиться к ученику во время урока на педагогической практике.
46. Прочитайте фрагмент повести Л.Н. Толстого «Детство». Определите значение и уместность употребления обращений «ты» и «вы» в данной речевой ситуации и причины затруднения использования рассказчиком неофициальной формы обращения.
« - Знаете что? - сказала вдруг Сонечка, - я с одними мальчиками, которые к нам ездят, всегда говорю ты; давайте и с вами говорить ты. Хочешь? - прибавила она, встряхнув головкой и взглянув мне прямо в глаза.
В это время мы входили в залу, и начиналась другая, живая часть гросфатера.
- Давай…те, - сказал я в то время, когда музыка и шум могли заглушить мои слова.
- Давай ты, а не давайте, поправила Сонечка и засмеялась.
Гросфатер кончился, а я не успел сказать ни одной фразы с ты, хотя не переставал придумывать такие, в которых местоимение это повторялось бы несколько раз. У меня недоставало на это смелости. «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение: я ничего и никого не видел, кроме Сонечки».
47. Определите особенности употребления следующих форм обращений. Как связано использование обращений первой группы с образами говорящего и адресата: их возрастом, социальным статусом, профессией и другими особенностями?