Изучение умственного развития учащихся

ВВЕДЕНИЕ

Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности.

Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанное установление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности.

Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:

Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;

Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;

Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;

Ø овладение навыками психологического анализа урока.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

ОТЧЁТ

по психологической части практики

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

Изучение умственного развития учащихся

Изучение памяти учащихся

Память– психический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта в деятельности субъекта. У человека наряду с врождённой способностью непроизвольно запечатлевать прошлый опыт прижизненно формируется способность преднамеренно и осознанно запоминать и воспроизводить опыт своей деятельности. Поэтому необходимо различать непроизвольные и произвольные виды памяти. К процессам памяти относят:

· запоминание – процесс, обеспечивающий организацию и удержание в памяти какого-либо опыта. В зависимости от характера материала и активности субъекта выделяют различные виды памяти (произвольная и непроизвольная; механическая и опосредствованная; слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная и др.) и закономерности запоминания.

· сохранение – удержание материала различного содержания в течение некоторого времени. О сохранении можно судить по результатам воспроизведения и повторного заучивания.

· воспроизведение – процесс восстановления и реконструкции содержания. Бывает в виде узнавания и активного воспроизведения. Характеризуется разной степенью точности.

· забывание – процесс постепенного уменьшения возможности воспроизведения материала. Закономерности забывания обусловлены характеристиками других процессов памяти.

1.2.2.2 Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

· Цель: изучить состояние механической памяти, утомляемости, активности внимания школьников.

· Процедура исследования: перед началом экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова необходимо подбирать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый исследователь пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако рекомендуется иметь несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном исследовании очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции, а также тишина: при наличии каких-либо разговоров в помещении исследование проводить нецелесообразно.

· Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, стразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

· Экспериментатор читает слова медленно, чётко. Когда испытуемый повторяет слова, исследователь ставит в своём протоколе крестики под этими словами (см. таблицу). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

· Протокол

Кол-во повторе-ний лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мёд
+   +   + +       +
+   +     +   +   огонь
+ +     + +   +   +
+ +               +
+ +     + +   +   +
Спустя час   о       о   о   о

· Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их: и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все вместе, в любом порядке».

· Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвёл испытуемый. Затем исследование снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». Если испытуемый называет какие-то лишние слова, исследователь обязательно их записывает рядом с крестиками. А если эти слова повторяются, ставит крестики и под ними.

· В случае если школьник пытается вставлять в процессе исследования какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время исследования допускать нельзя. После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам. А в конце исследования, т.е. примерно спустя 30–40 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

· Анализ полученных результатов. По количественным данным, зафиксированным в протоколе, составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведённых слов.

· По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д. Т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов, при последующих повторениях количество воспроизводимых слов 9–10.

· Примечание. Приведённый протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвёл одно лишнее слово – огонь. В дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям психологов, встречаются при исследовании детей в состоянии расторможенности (гиперактивные дети).

· «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребёнок по второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает всё меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

· В отдельных, сравнительно редких случаях, дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и те же слов, при этом продуктивность невысока (например, 3–6 слов), т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.

· Число слов, удержанных и воспроизведённых испытуемым спустя час после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Наши рекомендации