Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века
Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества
1. В каких странах возник такой социальный институт как школа?
2. Кто среди педагогов-философов Древнего Востока первым в истории возвысил человека?
3. Какое воспитание в Античном мире преследовало целью подготовку мужественного воина, члена военной общины?
4. Спартанское воспитание характеризуется:
5. Характерными чертами афинского воспитания являются:
6. Соотнесите названия афинских школ с их воспитательным и образовательным назначением:
А) Мусические школа | 1. в них обучались наиболее состоятельные юноши, гдесовершенствовались в гимнастике, шла умственная подготовка; |
Б) Палестры | 2. двухгодичные военные государственные организации, гдеучили юношей военному делу; |
В) Гимнасии | 3. давали литературное и музыкальное образование и некоторыенаучные знания; |
Г) Эфебии | 4. школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. |
7. Обучением какому искусству занимались софисты?
8. Кто среди философов являлся софистом?
Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья
(V - XVI вв.)
1. В эпоху Средневековья главное место занимало:
2. Эти школы готовили мальчиков быть монахами.
3. Какая из дисциплин не входит в «семь свободных искусств», преподававшихся в монастырских школах?
4. Языком обучения в эпоху Средневековья являлся:
5. Рыцарское воспитание предназначалось для:
6. В каком веке появились первые университеты?
7.В период средневековья получила развитие схоластика. Она стремилась:
8. В XVI-XVII веках основным принципом воспитания в произведениях западных писателей и мыслителей являлся:
9.Основными идеями гуманистического воспитания были:
10. Соотнесите педагогов-просветителей с их произведениями, в которых описали типичную картину воспитания:
А - Франсуа Рабле | 1. «Похвала глупости». |
Б - Эразм Роттердамский | 2. «Золотая книжка... о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». |
В - Томмазо Кампанелла | 3. «Город Солнца». |
Г - Томас Mop | 4. «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века
1. Соотнесите авторов с названиями трудов:
А) Я.А. Коменский Б) Ж.Ж. Руссо В) Дж.Локк Г) И.Г.Песталоции Д) И.Ф. Гербарт | 1. «Мысли о воспитании»; 2. «Лингард и Гертруда»; 3. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»; 4. «Великая дидактика»; 5. «Эмиль, или О воспитании». |
2. Перечислите дидактические принципы.
1. _________________
2. _________________ и _________________
3. ____________________________________
4. _________________ и _________________
3. Что означает термин «пансофия», употребляемый Я.А. Коменским?
4. Кому из педагогов эпохи Нового времени принадлежит высказывание: «Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все»?
5. Важнейшими чертами, чьей педагогической теории являются демократичность, гуманизм, народность?
6. В чем заслуга Дж. Локка в развитии педагогики?
7. Дополните предложение именем великого педагога.
Благодаря труду «Эмиль, или О воспитании» __________________ в Европе возник огромный интерес к воспитанию.
8. Кому принадлежит высказывание: «Развитие природных задатков ребенка осуществляется путем усложняющихся упражнений»
9. Соотнесите:
А) Д.Дьюи | 1. Трудовая школа дает ученику минимум знаний и максимум умений и трудолюбие и соответствующие гражданские убеждения. |
Б) В.А. Лай | 2. В действии лежит тайна успешного обучения, развитие интереса и внимания ребенка, ведь человек предназначен для деятельности. |
В) Г. Кершенштейнер | 3. Краеугольным камнем его педагогики является опыт, индивидуальная деятельность человека, импульсивная и инстинктивная. |
10. Кому принадлежит высказывание: «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания»?
Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века
1.Крупнейшее в Европе раннефеодальное государство - Русь возникло на рубеже:
2. Вставьте пропущенное слово.
В Киевском государстве в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались ……… для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
3. Вставьте пропущенные слова.
Дети простых людей воспитывались в……… Ихучили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ………; некоторых обучали………………………….. «мастера грамоты» из духовенства.
4. Исключите неправильные ответы.
В педагогической литературе XI— XIIIвеков содержатся советы по воспитании у детей:
А) благочестия, | Д) о почитании родителей и старших, |
Б) советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, | Е) как обеспечить нравственное и умственное развитие детей, |
В) держать их в строгости, | Ж) применять в случае непослушания телесные наказания, |
Г) воспитывать строго, но и ласково, | З) воспитать глубоко человеческую личность. |
5. В оригинальном педагогическом памятнике XII века автор давал детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам - приветливыми.
6. Соотнесите стрелками соотвествующие учебные книги (педагогические идеи в памятниках литературы XVI века) и их содержание.
1. «Азбука» (букварь) Ивана Федорова | А) Сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - который учил, как «в правде жить в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящен вопросам воспитания детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения). |
2. «Домострой» | Б) Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями, содержит молитвы и религиозные наставления. Даны различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе». |
7. Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве:
8. Соотнесите стрелками соответствующие графы: