Третий урок представляют Н.М. Никитенко и Г.М. Почекуева.
Пример изменения стереотипов сознания, мы можем найти у классиков. Как вовремя в образовательном пространстве появились книги «Антологии гуманной педагогики» и труды Шалвы Александровича Амонашвили. Эти книги не для простого прочтения. Чтобы понимать их смысл, надо постичь тайну духовного чтения. К этим книгам надо обращаться, как к Небесам.
Наши долгие устремления – это много. Много внутренних движений и переворотов. Что это? Это то, что называется впитыванием моря Света. Шалва Александрович впитал этот Свет от классиков и щедро дарит нам.
Дары Духа Л.Н. Толстого, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и других, приумноженные дарами Духа Шалвы Александровича, как проявление моря Света – теперь наше богатство
Как принять дары Духа Учителя? Как вместить этот океан Света и приумножить его? Как нести этот Свет дальше? Может быть, стоит последовать примерам великих классиков и задать самим себе свои «правила жизни»?
Творить, творчество, Творец… Учитель и творчество. Учитель вошёл в класс, завершает урок, и вроде бы всё удалось. Но вдруг поднимается чья-то рука, за ней – взъерошенная голова и вот он – наш великий Почемучка. Ему мало услышать чьи-то выводы, умозаключения, ему хочется самому достичь всего, дотронуться до всех открытий. Ему самому хочется постичь Истину, Добро, Красоту, Беспредельность.
Как подвести Ребёнка к этим открытиям? Как не помешать ему сделать это открытие самому?
Ответы на некоторые вышеназванные вопросы мы попытаемся сейчас раскрыть, представляя вам опыт индивидуальных творческих лабораторий учителей начальных классов.
В процессе освоения предметов в начальной школе способствуешь становлению личности ребёнка, открывая детям многие законы жизни. Законы, которыми призван руководствоваться каждый живущий. Вот почему вопросы духовного и нравственного становления личности ребёнка для нас стали приоритетными. В связи с чем был разработан цикл занятий в рамках традиционной школы по развитию речи и внеклассному чтению.
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»).
Ты загорайся и гори, ты порывайся и пари
В томленьях крайнего усилья,
И верь всем сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Тебя раскинутые крылья.
(А.А. Фет)
Я держу теплую ладонь ребёнка, и меня пронзает нежность и боль, тревога и радость. Я готова во всем помочь ему, чтобы он смело летел по своей жизненной дороге, крепчая и закаляясь в пути. Лети и сотвори себя человеком.
Но чтобы из тебя получился Человек, я должна постоянно совершенствоваться и расти. Мой рост проходит через СТРЕМЛЕНИЕ дать ребёнку искорку Света, а не взваливать на его хрупкие плечи весь жизненный опыт человечества.
Ребёнок ничему доброму не научится:
● пока пожалеет замерзшего воробья в снегу;
● пока не сострадает березке, кованной колючими объятиями ели;
● пока не поразится, как прекрасна роса, и какие красивые ветки у березы;
● пока сам не откроет, что 2х2=4;
● пока не научится находить НЕОБЫЧНОЕ в обычном, новое в давно известном.
(Н.К. Рерих: «Среди видимого открывать невидимое и дарить людям не продолжение старого, а новый прекрасный мир»).
Именно из таких крошечных открытий и начинается духовный рост ребёнка. Чтобы ребёнок мог научиться, учитель должен пройти это же. Конечно же, требуется много времени, сил, но когда начинаешь заниматься этим, сколько ХОРОШЕГО, ДОБРОГО, КРАСИВОГО открываешь для себя сам и с душой даришь это самым удивительным людям на свете – детям, которые всегда верят в добро, справедливость, правду и счастье. Прекрасными возможностями обладают уроки духовно-нравственного становления личности ребёнка через факультатив по развитию речи:
1. Мы учимся понимать и объяснять поступки людей, сопереживать им.
2. Мы мечтатели и фантазеры.
3. Ступеньки добра.
4. Сила бывает добрая и злая.
5. Кем лучше быть – оптимистом или пессимистом.
6. Мы учимся постигать мудрости.
7. Мы у ворот письменной речи.
8. Загляни в свое сердце.
9. Славнейшая победа – это победа над собой.
Каждое занятие проводится по сложившейся и ставшей уже традиционной структуре, в основу которой легли идеи В.Г. Ниорадзе :
1. Эмоциональное вхождение в тему.
2. Образная зарисовка.
3. Погружение в народную мудрость.
4. Минута творчества.
5. Мы – мудрецы.
6. Благодарность уроку.