Паспорт практико – ориентированного проекта
Проект
«Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи»
Проект выполнила студентка 041 группы
Золотавина Е.С.
Актуальность проекта:
В утвержденном 24 июля 1998 года Президентом России Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов подготовки детей к полноценной жизни в обществе. А полноценная жизнь в обществе невозможна для ребенка ограниченного в своем физическом развитии. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что ухудшение социальных и экономических условий жизни большинства населения в значительной степени снизило внимание к развитию детской массовой физической культуры, следовательно, к здоровью ребенка;
По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский, педагог М.А. Рунова, кандидат педагогических наук С.Б. Шарманова, педагог А.И. Федоров отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка - дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Двигательная активность является еще и условием развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, т.е. данный вопрос актуален.
Подвижные игры для дошкольников развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно – сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Это самые основные дивиденды, что же говорить о той радости, которые доставляют игры дошкольнику? Ведь еще в древности люди небезосновательно считали, что «движение – это жизнь».
Научно – методическое обеспечение:Л.П. Матвеев определяет понятие гибкости как: «Морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений человека».
«Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились ещё древние люди»,- Б.А. Ашмарин.
По определению П.Ф. Лесгафта: «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям».
Паспорт практико – ориентированного проекта
«Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи»
Проблема проектасвязана с недостаточным уровнем развития гибкости посредством подвижных игр.
Цель:Способствовать активному физическому развитию дошкольника, формировать устойчивые навыки владения своим телом, увеличивать возможности своего организма.
Задачи проекта:
· Целенаправленно развивать гибкость с помощью подвижных игр;
· Тренировать вестибулярный аппарат, дыхательную систему;
· Укреплять здоровье и повышать защитные силы организма;
· Укреплять нервную систему;
· Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
· Развивать психические качества детей: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициативу;
· Формировать устойчивый интерес к подвижным играм;
· Вовлекать в совместную деятельность детей и родителей;
· Воспитывать самосознание, самодисциплину, творческую активность.
· Воспитывать и формировать личностные качества детей.
Тип проекта: практико – ориентированый
Состав участников:
· Дети старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР;
· Воспитатели группы;
· Студенты;
· Родители
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Формы реализации проекта:
- Подвижные игры.
- Упражнения.
- Беседы.
- Образовательные ситуации.
- Рекомендации.
- Консультации.
Планируемые результаты:
По окончанию проекта у детей:
· Развита положительная динамика комплексного физического развития;
· Создано представление о правильном питании, распорядке дня;
· Расширены знания о влиянии подвижных игр и упражнений для здоровья организма;
· Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
У сотрудников (воспитателей и студентов):
· Поставленные цель и задачи реализованы;
· Проведены с детьми старшего дошкольного возраста подвижные игры и упражнения, направленные на развитие гибкости;
· Проведены с детьми беседы, образовательные ситуации о физическом здоровье;
· Проведено сотрудничество с родителями.
У родителей:
· Проведено активное участие в мероприятиях группы;
· Создано представление о значении гибкости в развитии организма ребенка;
· Проведены с детьми практические мероприятия (упражнения, направленные на развитие гибкости).
Перспективный план практико – ориентированного проекта
1 этап – информационно-поисковый
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Сформулировать проблему, определить цель и продукт проекта; Собрать информацию по теме «Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи»; Сформулировать задачи, исходя из цели проекта; Разработать систему работы по ознакомлению детей с влиянием подвижных игр и упражнений на развитие гибкости, о здоровье человека; Подготовить материал для создания продукта деятельности; подборка иллюстраций о физическом развитии организма, художественной литературы; | Введение в проблему; Принятие и уточнение задач проекта; Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о влиянии подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; | Введение в проблему; Принятие и уточнение задач проекта; Подборка материала для проекта; |
2 этап – организационный
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Систематизирует информацию по теме проекта; Организует совместную деятельность; Помогает в решении поставленных задач; | Беседы по систематизации знаний: влияние подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; просмотр иллюстраций на тему: «Мое здоровье — мое богатство»; слушание художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского | Беседы по систематизации знаний о влиянии подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; Привлечение к участию; |
3 этап – практический
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Проведение с детьми беседы о соблюдении правильного режима дня и питания; Проведение с детьми упражнений, направленных на развитее гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Организация и проведение образовательной ситуации по теме: «В здоровом теле – здоровый дух»; чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского | Участие в беседах о правильном режиме дня и питании; Выполнение физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру»; Участие в образовательной ситуации по теме: «В здоровом теле – здоровый дух»; слушание художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского | Консультации с целью обогащения и систематизации знаний о физическом здоровье человека; Контроль соблюдения правильного режима дня, здорового питания; |
4 этап – презентация проекта
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Проведение: презентации проекта, проведение на итоговом занятии физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Проведение с детьми занятия: «Чтобы быть здоровым нужно…» | Выполнение физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Участие в презентации продуктов деятельности; Участие в занятии: «Чтобы быть здоровым нужно…». | Участие в обобщении с детьми знаний по теме: «Чтобы быть здоровым нужно…» |
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область | Детская деятельность | Содержание деятельности |
«Физическое развитие» | Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность. | Выполнение подвижных игр и упражнений, направленных на развитие гибкости. Проведение с детьми беседы о правильном соблюдении режима дня, питании |
«Познавательное развитие» | Коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, познавательная деятельность. | Проведение образовательной ситуации: «В здоровом теле – здоровый дух», проведение занятияпо теме: «Чтобы быть здоровым нужно…» |
«Речевое развитие» | Коммуникативная деятельность, двигательная деятельность. | Проведение с детьми беседы о правильном соблюдении режима дня, питании. Проведение образовательной ситуации: «В здоровом теле – здоровый дух», проведение занятияпо теме: «Чтобы быть здоровым нужно…»; чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского |
Продукты проекта: презентация
Представленные материалы проекта: планы игр, упражнений, направленных на развитие гибкости; рекомендации для родителей по физическому здоровью человека, консультации для родителей о правильном соблюдении режима дня, питания.