Паспорт практико – ориентированного проекта

Проект

«Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи»

Проект выполнила студентка 041 группы

Золотавина Е.С.

Актуальность проекта:

В утвержденном 24 июля 1998 года Президентом России Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов подготовки детей к полноценной жизни в обществе. А полноценная жизнь в обществе невозможна для ребенка ограниченного в своем физическом развитии. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что ухудшение социальных и экономических условий жизни большинства населения в значительной степени снизило внимание к развитию детской массовой физической культуры, следовательно, к здоровью ребенка;

По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский, педагог М.А. Рунова, кандидат педагогических наук С.Б. Шарманова, педагог А.И. Федоров отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка - дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Двигательная активность является еще и условием развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, т.е. данный вопрос актуален.

Подвижные игры для дошкольников развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно – сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Это самые основные дивиденды, что же говорить о той радости, которые доставляют игры дошкольнику? Ведь еще в древности люди небезосновательно считали, что «движение – это жизнь».

Научно – методическое обеспечение:Л.П. Матвеев определяет понятие гибкости как: «Морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений человека».

«Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились ещё древние люди»,- Б.А. Ашмарин.

По определению П.Ф. Лесгафта: «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям».

Паспорт практико – ориентированного проекта

«Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи»

Проблема проектасвязана с недостаточным уровнем развития гибкости посредством подвижных игр.

Цель:Способствовать активному физическому развитию дошкольника, формировать устойчивые навыки владения своим телом, увеличивать возможности своего организма.

Задачи проекта:

· Целенаправленно развивать гибкость с помощью подвижных игр;

· Тренировать вестибулярный аппарат, дыхательную систему;

· Укреплять здоровье и повышать защитные силы организма;

· Укреплять нервную систему;

· Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

· Развивать психические качества детей: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициативу;

· Формировать устойчивый интерес к подвижным играм;

· Вовлекать в совместную деятельность детей и родителей;

· Воспитывать самосознание, самодисциплину, творческую активность.

· Воспитывать и формировать личностные качества детей.

Тип проекта: практико – ориентированый

Состав участников:

· Дети старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР;

· Воспитатели группы;

· Студенты;

· Родители

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Формы реализации проекта:

- Подвижные игры.

- Упражнения.

- Беседы.

- Образовательные ситуации.

- Рекомендации.

- Консультации.

Планируемые результаты:

По окончанию проекта у детей:

· Развита положительная динамика комплексного физического развития;

· Создано представление о правильном питании, распорядке дня;

· Расширены знания о влиянии подвижных игр и упражнений для здоровья организма;

· Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

У сотрудников (воспитателей и студентов):

· Поставленные цель и задачи реализованы;

· Проведены с детьми старшего дошкольного возраста подвижные игры и упражнения, направленные на развитие гибкости;

· Проведены с детьми беседы, образовательные ситуации о физическом здоровье;

· Проведено сотрудничество с родителями.

У родителей:

· Проведено активное участие в мероприятиях группы;

· Создано представление о значении гибкости в развитии организма ребенка;

· Проведены с детьми практические мероприятия (упражнения, направленные на развитие гибкости).

Перспективный план практико – ориентированного проекта

1 этап – информационно-поисковый

Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Сформулировать проблему, определить цель и продукт проекта; Собрать информацию по теме «Особенности организации и проведения подвижных игр для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи»; Сформулировать задачи, исходя из цели проекта; Разработать систему работы по ознакомлению детей с влиянием подвижных игр и упражнений на развитие гибкости, о здоровье человека; Подготовить материал для создания продукта деятельности; подборка иллюстраций о физическом развитии организма, художественной литературы; Введение в проблему; Принятие и уточнение задач проекта; Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о влиянии подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; Введение в проблему; Принятие и уточнение задач проекта; Подборка материала для проекта;

2 этап – организационный

Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Систематизирует информацию по теме проекта; Организует совместную деятельность; Помогает в решении поставленных задач; Беседы по систематизации знаний: влияние подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; просмотр иллюстраций на тему: «Мое здоровье — мое богатство»; слушание художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского Беседы по систематизации знаний о влиянии подвижных игр и упражнений на развитие гибкости; Привлечение к участию;

3 этап – практический

Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Проведение с детьми беседы о соблюдении правильного режима дня и питания; Проведение с детьми упражнений, направленных на развитее гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Организация и проведение образовательной ситуации по теме: «В здоровом теле – здоровый дух»; чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского Участие в беседах о правильном режиме дня и питании; Выполнение физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру»; Участие в образовательной ситуации по теме: «В здоровом теле – здоровый дух»; слушание художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского Консультации с целью обогащения и систематизации знаний о физическом здоровье человека; Контроль соблюдения правильного режима дня, здорового питания;

4 этап – презентация проекта

Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Проведение: презентации проекта, проведение на итоговом занятии физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Проведение с детьми занятия: «Чтобы быть здоровым нужно…» Выполнение физических упражнений направленных на развитие гибкости: «Корзинка», «Кошечка», «Мостик», «Березка»; игр: «Арки», «Циркачи», «Ящерицы», «Сделай фигуру». Участие в презентации продуктов деятельности; Участие в занятии: «Чтобы быть здоровым нужно…». Участие в обобщении с детьми знаний по теме: «Чтобы быть здоровым нужно…»

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область Детская деятельность Содержание деятельности
«Физическое развитие» Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность. Выполнение подвижных игр и упражнений, направленных на развитие гибкости. Проведение с детьми беседы о правильном соблюдении режима дня, питании
«Познавательное развитие» Коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, познавательная деятельность. Проведение образовательной ситуации: «В здоровом теле – здоровый дух», проведение занятияпо теме: «Чтобы быть здоровым нужно…»
«Речевое развитие» Коммуникативная деятельность, двигательная деятельность. Проведение с детьми беседы о правильном соблюдении режима дня, питании. Проведение образовательной ситуации: «В здоровом теле – здоровый дух», проведение занятияпо теме: «Чтобы быть здоровым нужно…»; чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского

Продукты проекта: презентация

Представленные материалы проекта: планы игр, упражнений, направленных на развитие гибкости; рекомендации для родителей по физическому здоровью человека, консультации для родителей о правильном соблюдении режима дня, питания.

Наши рекомендации