Понятие о методах и приемах воспитания, их классификации
В сложном и динамичном процессе воспитания педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, имеющих сложный и вариативный состав исходных условий и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами и приемами воспитания.
Метод воспитания - способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер процесса воспитания, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие его субъектов. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов, сочетание которых в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей.
Прикладной научной дисциплиной, изучающей методы и формы организации воспитательной работы является методика воспитательной работы как отрасль теории воспитания, которая помогает педагогам овладеть искусством воздействия на детскую личность. Эффективность методов воспитания усиливает педагогическая техника, то есть комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.
В свою очередь методы воспитания являются важной составляющей воспитательной технологии как системы последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.
Составляющими элементами метода являются методические приемы.
Прием воспитания – часть общего метода, которая представляет собой конкретное действие педагога, подчиняющееся той или иной задаче, которую преследует данный метод. Метод можно рассматривать как систему (а не простую сумму) приемов, используемых для достижения поставленной цели. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Приемы определяют своеобразие методов работы воспитателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделили три группы приемов воспитания. Первая группа связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Например, приемы «акцент на лучшее» (педагог в разговоре с детьми старается объективно и конкретно подчеркнуть лучшие черты каждого); «обмен ролями» (учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий).
Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить, например, прием «ролевая маска» в рамках проведения такого диалога – детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. Сюда можно отнести такие приемы, как «сочини конец истории», когда детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении. Прием «любимые книги товарища» позволяет школьнику догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.
Классификация методов, средств или форм воспитания — это выстроенная по определенному признаку их система.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе их характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны. Выделяются три основные группы методов, позволяющих оказывать воспитательное влияние на личность и коллектив: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования.
Можно выделить также методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании, к основным из них относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Они используются для управления процессом воспитания, позволяя осуществлять обратную связь, которая несет характеристику его результативности.