Раздел 1. Ведущие принципы, функции и методы адаптивной физической культуры
Quot;Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Профиль подготовки
Физическая реабилитация
Москва 2016
Рабочаяпрограмма дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 203
Разработчик:
ГАОУ ВО МГПУ ПИФКиС, кафедра адаптивной
физической культуры и медико-биологических
дисциплин, д.м.н., профессор С.М. Чечельницкая ________________
Эксперт:
ГАОУ ВО МГПУ ПИФКиС, кафедра адаптивной
физической культуры и медико-биологических
дисциплин, к.м.н., доцент С.Н. Бобкова ________________
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры «Адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин»
Протокол № ______ от «___» ___________ 2016 г.
Заведующая кафедрой _____________д.м.н., профессор Чечельницкая С.М.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий
выпускающей кафедрой____________ д. м. н., профессор Чечельницкая С.М.
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом педагогического института физической культуры и спорта
Протокол № _____ от «_____» ____________ 2016 г.
Директор института _________________д. п. н., профессор В.А. Родионов.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины - освоение студентами основы фундаментальных знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нарушениями интеллекта, речевых функций, поражением опорно-двигательного аппарата.
Задачи освоения дисциплины:
- сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, познавательную активность и интерес к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья; - обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры, целостное осмысление профессиональной деятельности, методологических подходов, общих закономерностей данного вида |
социальной практики; - сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности; |
- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости высококвалифицированных специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к базовой части модуля 1. Основы адаптивной физической культуры и спорта и изучается в 1-м семестре.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовую функцию 3.1.2.
Проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам
Трудовое действие:
определение задач и содержания группового или индивидуального занятия по адаптивной физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей лица или группы
Общепрофессиональную компетенцию:
готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6).
Знать и понимать:когнитивные и двигательные нарушения детей с ограниченным возможностями здоровья; технические средства обучения; психологические и педагогические методы диагностики когнитивного и двигательного развития детей с различными формами ОВЗ.
Уметь:применять на практике диагностические методы, использовать технические и аудиовизуальные средства обучения.
Владеть: методами диагностики двигательного развития для различных возрастных групп.
Профессиональную компетенцию:
- умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3)
Знать и понимать: Цели и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; коррекционную направленность процесса обучения в коррекционно-образовательных организациях; единство и взаимосвязь обучения и развития; пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с ОВЗ; роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях ментальной, двигательной, зрительной, слуховой деприваций; единство процессов обучения и воспитания.
Уметь: определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Владеть: навыками постановки цели и задач конкретного учебно-тренировочного занятия, физкультурно-оздоровительного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных, социально-психологических особенностей контингента занимающихся.
Трудовое действие:
Составление расписания проведения индивидуальных или групповых занятий по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания.
Профессиональные компетенции:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29)
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь: пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть: технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Трудовую функцию 3.1.4.
Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп к тренировочном у этапу (этапу спортивной специализации).
Трудовое действие:
Анализ примерных программ учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности в избранном виде адаптивного спорта.
Профессиональную компетенцию:
умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3)
Знать и понимать: Цели и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; коррекционную направленность процесса обучения в коррекционно-образовательных организациях; единство и взаимосвязь обучения и развития; пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с ОВЗ; роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях ментальной, двигательной, зрительной, слуховой деприваций; единство процессов обучения и воспитания.
Уметь: определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Владеть: навыками постановки цели и задач конкретного учебно-тренировочного занятия, физкультурно-оздоровительного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных, социально-психологических особенностей контингента занимающихся.
Трудовое действие:
Разработка совместно с тренером-преподавателем по АФК годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся избранным видом адаптивного спорта
Профессиональную компетенцию:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29)
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь: пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть: технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Трудовое действие:
Внедрение новейших методик подготовки спортсменов в избранном виде адаптивного спорта.
Общепрофессиональные компетенции:
знанием отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ОПК-3).
Знать и понимать:основные достижения в области АФК в России и мировой практике.
Уметь:выявлять отличия в истории развития и текущем состоянии отечественной и зарубежной систем АФК
Владеть: навыком поиска результатов современных научных исследований в области АФК.
Трудовую функцию 3.1.5.
Профилактика травматизма и использования допинга среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
Трудовое действие:
Проведение с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп инструктажа по основам техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре. Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни обучающихся во время занятия, принятие мер по минимизации и нейтрализации угроз
Профессиональную компетенцию:
способностью обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-16).
Знать и понимать:классификации основных категорий жизнедеятельности и ограничений жизнедеятельности по степени выраженности, классификации нарушений основных функций организма; критерии оценки ограничений жизнедятельности; методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Уметь: определять потребность людей с ОВЗ в технических средствах реабилитации для устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма
Владеть:методикой экспертно-реабилитационной клинико-функциональной диагностики при оценке ограничений жизнедеятельности
Трудовую функцию 3.2.1.
Организация и проведение мероприятий активного отдыха с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
Трудовое действие:
Составление плана проведения мероприятий досугового и оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
Профессиональную компетенцию:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29).
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь: пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть: технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Трудовую функцию 3.2.2.
Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
Трудовое действие:Определение целей, задач и содержания физкультурной и спортивной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в организациях, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту
Общепрофессиональную компетенцию:
знанием отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ОПК-3).
Знать и понимать:основные достижения в области АФК в России и мировой практике.
Уметь:выявлять отличия в истории развития и текущем состоянии отечественной и зарубежной систем АФК
Владеть: навыком поиска результатов современных научных исследований в области АФК.
Профессиональную компетенцию:
умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3).
Знать и понимать: цели и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; коррекционную направленность процесса обучения в коррекционно-образовательных организациях; единство и взаимосвязь обучения и развития; пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с ОВЗ; роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях ментальной, двигательной, зрительной, слуховой деприваций; единство процессов обучения и воспитания.
Уметь: определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Владеть: навыками постановки цели и задач конкретного учебно-тренировочного занятия, физкультурно-оздоровительного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных, социально-психологических особенностей контингента занимающихся.
Трудовое действие: Разработка под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре программы учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности
Профессиональную компетенцию:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29).
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь: пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть: технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта
Трудовое действие:
Планирование совместно со старшим инструктором-методистом по адаптивной физической культуре тренировочного и образовательного процессов и физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
Профессиональные компетенции:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29)
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь: пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть: технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта
Трудовую функцию 3.2.3.
Методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
Трудовое действие: Ознакомление педагогических работников образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, с новинками педагогической, психологической, методической литературы, с опытом инновационной деятельности образовательных и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, на бумажных и электронных носителях
Профессиональную компетенцию: знание актуальных проблем в сфере адаптивной физической культуры (ПК-24).
Знать:историю науки о физической культуре и спорте, адаптивной физической культуре;общенаучные и интегративные методы и подходы на эмпирическом и теоретическом уровнях познания; предмет, арсенал средств и результатов исследований в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Уметь:критически осмысливать современные и традиционные научные концепции при планировании исследовательской работы в сфере адаптивной физической культуры; подбирать и адаптировать методы исследования под цели и предмет исследования.
Владеть:навыками анализа научных концепций для планирования исследований в сфере адаптивной физической культуры и спорта; понятийным аппаратом в сфере наук о физической культуре и спорте, в том числе адаптивной физической культуры.
Трудовую функцию 3.4.1.
Руководство методическим обеспечением организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Трудовое действие:Руководство разработкой физкультурно- оздоровительных и тренировочных комплексов занятий адаптивной физической культурой и спортом
Профессиональную компетенцию:
умением проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13).
Знать и понимать: правила выполнения физических упражнений, особенности их выполнения людьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; основы массажа и его виды, особенности проведения массажа людям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; методы и приемы лечебной физической культуры, показания и противопоказания к ее применению при различных видах патологии.
Уметь: проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, проводить занятия ЛФК, применять массажные процедура в процессе занятий.
Владеть:методами и средствами ЛФК, навыками лечебного и оздоровительного массажа, навыками выполнения физических упражнений с людьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья различных видов (ПОДА, нарушения зрения, нарушения слуха, эндокринные, неврологические, кардиологические и пульмонологические заболевания, соматические заболевания).
Трудовую функцию 3.4.2.Руководство методическим сопровождением деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта.
Трудовое действие: мониторинг уровня профессиональной подготовленности инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров- преподавателей по адаптивной физической культуре, других специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
Профессиональную компетенцию:
способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-29).
Знать и понимать:принципы социального проектирования; алгоритмы и этапы разработки планов; современные компьютерные планировщики и программы управления проектами, например Адванта, Project Management и др.;
Уметь:пользоваться Интернет в качестве источника информации о научных и практических проблемах физкультурно-спортивной деятельности; применять на практике алгоритмы проектирования исследовательских программ, в том числе междисциплинарных; самостоятельно обновлять знания о текущем состоянии и тенденциях развития науки в сфере адаптивной физической культуры и спорта и смежных отраслях знаний.
Владеть:технологиями научного проектирования в сфере адаптивной физической культуры и спорта
Трудовое действие: Руководство подготовкой и проведением мастер- классов, круглых столов, семинаров со специалистами образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, по вопросам внедрения новых направлений в развитии адаптивного спорта, технологий образования в организациях данного профиля
Общепрофессиональную компетенцию:
знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-13)
Знать и понимать:основные документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры.
Уметь:анализировать содержание документов государственных и общественных органов управления с точки зрения их влияния на организацию процессов в сфере адаптивной физической культуры.
Владеть: способен трактовать положения документов государственных и общественных органов управления с точки зрения их влияния на организацию процессов в сфере адаптивной физической культуры.
Трудовое действие:Проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовки инструкторов- методистов по адаптивной физической культуре
Профессиональную компетенцию:
знанием актуальных проблем в сфере адаптивной физической культуры (ПК-24).
Знать:историю науки о физической культуре и спорте, адаптивной физической культуре;общенаучные и интегративные методы и подходы на эмпирическом и теоретическом уровнях познания; предмет, арсенал средств и результатов исследований в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Уметь:критически осмысливать современные и традиционные научные концепции при планировании исследовательской работы в сфере адаптивной физической культуры; подбирать и адаптировать методы исследования под цели и предмет исследования.
Владеть:навыками анализа научных концепций для планирования исследований в сфере адаптивной физической культуры и спорта; понятийным аппаратом в сфере наук о физической культуре и спорте, в том числе адаптивной физической культуры.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | 144/4 | |
В том числе: | ||
Лекции | 6/0,17 | |
Практические занятия (ПЗ) | 30/0,83 | |
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Из них | ||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | 33/0,9 | |
Самостоятельная работа (всего) | 72/2,0 | |
В том числе: | ||
Указываются виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к коллоквиуму | ||
Выполнение тестовых заданий | 30/0,83 | |
Подготовка докладов с презентациями | 12/0,34 | |
Выполнение минипроектов | 30/0,83 | |
Решение ситуационных задач и т.д. | ||
Подготовка к экзамену | 36/1 | |
Вид промежуточной аттестации | Экзамен |
- Структура и содержание дисциплины
- Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Лекции | Практические занятия | СРС | Всего |
Ведущие принципы, функции и методы адаптивной физической культуры | |||||
Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре | |||||
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры | |||||
4. | Экзамен |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Содержание раздела |
Ведущие принципы, функции и методы адаптивной физической культуры | Определение и термины в адаптивной физической культуре. Цель адаптивной физической культуры. Приоритетные задачи адаптивной физической культуры, их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры. Виды адаптивной физической культуры. Особенности адаптивной физической культуры как учебной дисциплины. Осуществление адаптивного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (массовых школах). Основные образовательные программы по адаптивной физической культуре в системе высшего профессионального образования. Какие квалификации может получить выпускник, прошедший обучение по госстандартам среднего профессионального образования в области адаптивной физической культуры. Примеры интеграции образовательных, профессиональных программ по адаптивной физической культуре в высшей и средней профессиональной школе. Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Основные черты организационно- управленческой структуры адаптивной физической культуры в зарубежных странах. Органы исполнительной государственной власти, управляющие адаптивной физической культурой в России. Общественные организации участвующие в реализации программ по адаптивной физической культуре в России. Учреждения осуществляющие организацию и непосредственное проведение занятий по адаптивной физической культуре и ее видам. Пространство научных проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовской системы координат. | |
Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре | Нормативные документы, в которых изложены требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре. Требования к наиболее важным знаниям специалиста по адаптивной физической культуре. Должностные обязанности тренера- преподавателя по адаптивной физической культуре. Характеристика должностных обязанностей инструктора-методиста по адаптивной физической культуре. Сходства и различия должностных обязанностей тренера-преподавателя и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре. Характеристика таких качеств личности, как добросовестность и эмоциональная стабильность. Различие в ранжировании профессионально важных личностных качеств специалиста АФК «студентами» и «сотрудниками». Синдром «психического выгорания». | |
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры | Оснащение спортивных сооружений для проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами; технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя; “обеспечивающие” технические средства; проектирование и оборудование физкультурно-спортивных сооружений для людей с ОВЗ; тренажерные системы для в адаптивной физической культуре, тренажерный зал для инвалидов |
Содержание практических занятий по дисциплине
Раздел 1. Ведущие принципы, функции и методы адаптивной физической культуры
Тема 1.1.Задачи и средства адаптивной физической культуры
Вопросы для обсуждения:
· Задачи коррекции основного дефекта
· Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта
· Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений
· Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образовательных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп
· Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни
Задания для самостоятельной работы:
Подготовка доклада по одному из обсуждаемых вопросов
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 1. Введение в специальность/ М., Советский спорт, 2003, 448 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 1.2.Характеристика важнейших педагогических и социальных функций адаптивной физической культуры
Вопросы для обсуждения:
· Группа педагогических функций: учебно-познавательная, развивающая, коррекционная, профессионально-подготовительная, воспитательная, компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, соревновательная, гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, ценностно-ориентационная, творческая, профилактическая, самореабилитационная функции и функция самовоспитания;
· Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, взаимоотношения с другими социальными институтами и феноменами.
Задания для самостоятельной работы:
Выполнение тестовых заданий в среде MOODLE
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 1. Введение в специальность/ М., Советский спорт, 2003, 448 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Раздел 2. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
Тема 2.1.Ведущие функции адаптивного физического воспитания
Вопросы для обсуждения:
· оздоровительно-восстановительная, коррекционная, компенсаторная и профилактическая функции
· учебно-познавательная, профессионально-подготовительная и воспитательная функции
· ценностно-ориентационная, социализирующая, интегративная, коммуникативная и гуманистическая функции
Задания для самостоятельной работы:
Подготовка доклада с презентацией по одному из вопросов семинара
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 1. Введение в специальность/ М., Советский спорт, 2003, 448 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 2.2.Методические подходы к развитию физических способностей в процессе адаптивного физического воспитания
Вопросы для обсуждения:
· Отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей занимающихся
· Методические подходы к развитию физических способностей в процессе адаптивного физического воспитания: стандартно-нормативный, индивидуально-нормативный, типологически нормативный, типо-специфический
· основные целевые объекты двигательного обучения
· средства адаптивного физического воспитания
Задания для самостоятельной работы:
Выполнение тестовых заданий в среде MOODLE
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 2.3.Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации
Вопросы для обсуждения:
· Главная цель адаптивной двигательной рекреации
· Основные задачи адаптивной двигательной рекреации
· Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации:
· Ведущие принципы адаптивной двигательной рекреации (социальные и общеметодические)
Задания для самостоятельной работы:
Выполнение тестовых заданий в среде MOODLE
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 1. Введение в специальность/ М., Советский спорт, 2003, 448 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 2.4.Ведущие функции адаптивного спорта
Вопросы для обсуждения:
· Главная цель адаптивного спорта
· Основные задачи адаптивного спорта
· Ведущие функции адаптивного спорта
· Классификация основных направлений развития адаптивного спорта
· Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
· Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
Задания для самостоятельной работы:
Выполнение тестовых заданий в среде MOODLE
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 2.5.Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом
Вопросы для обсуждения:
· этап формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно- перцептивного обучения;
· этап формирования нервно-мышечных координаций и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия;
· этап формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок;
· этап перехода к самостоятельному выполнению двигательных действий; этап совершенствования освоенного действия.
· Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно- перцептивного обучения и других этапов процесса его освоения у инвалидов различных нозологических групп (с сенсорными нарушениями, с поражениями опорно- двигательного аппарата, с отклонениями в интеллектуальном развитии и др.).
Задания для самостоятельной работы:
Выполнение тестовых заданий в среде MOODLE
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Тема 2.6.Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Вопросы для обсуждения:
· задачи и принципы использования тренажеров на занятиях.
· классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре
· классификация тренажеров, предназначенных для активной и пассивной тренировки рук, плеч и мускулатуры спины
· комплексы реабилитационно-восстановительных тренажеров для лиц с ограниченными физическими возможностями
Задания для самостоятельной работы:
Подготовка доклада с презентацией по одному из обсуждаемых вопросов
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф. Справочник по материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры/М., Советский спорт, 2008, 256 с.
Тема 2.7.Конкретизация целей и задач креативных телесно-ориентированных и экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущих функций и принципов
Вопросы для обсуждения:
· Главная цель и ведущие принципы художественно-музыкальных видов адаптивной физической культуры
· Основные задачи и ведущие функции художественно-музыкальных видов адаптивной физической культуры
· Главная цель и основные задачи экстремальных видов адаптивной физической культуры
· Ведущие функции экстремальных видов адаптивной физической культуры
· Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовка доклада с презентацией по одному из обсуждаемых вопросов
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 1. Введение в специальность/ М., Советский спорт, 2003, 448 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник в 2 т., том 2. Адаптивная физкультура и спорт/ М., Советский спорт, 2007, 448 с.
б) дополнительная литература
1. Э.Н. Вайнер, С. Костюнин Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура/М., Флинта, 2003, 158 с.
2. Д. Винник Адаптивной физическое воспитание и спорт/М., Олимпийская литература, 2010, 608 с.