Глава VII. Психологические основы обучения. ную на методе композиций, предложенном С М
ную на методе композиций, предложенном С М . Белозеровым для выявления индивидуальной концепции деятельности. Модификация этого метода, применяемая при оценке знаний учащихся, в частности на примере математических знаний, позволяет выявить их общую осведомленность, пробелы в знаниях, в некоторой степени математическую (или иную, если использовать для других предметов) культуру. Методику можно применять в групповом и индивидуальном вариантах. Целесообразно ее использовать как в начале, так и в конце изучения предмета или раздела. Если она применяется в начале изучения, то ее проведение позволит повысить интерес детей к предмету и процессу приобретения знаний. Использование методики в конце четверти или года позволит выполнить анализ особенностей усвоения ими знаний.
Цель:выявить особенности усвоения знаний школьниками.
Задача:на основе заполнения матрицы, приведенной ниже, проанализировать сумму знаний, полученную учащимися, раскрыть пробелы в знаниях и причины их возникновения.
Материал для проведения методики: нужно заранее заготовить бланк протокола.
План-задание для самостоятельной работы
Инструкция. Вам требуется выполнить следующие задания:
1. Заполнить матрицу, состоящую из 30 клеток, таким образом:
первый ряд должен включать названия основных разделов математики;
второй — важнейшие понятия, входящие в соответствующие разделы;
третий ряд должен содержать определение вышеназванных понятий;
четвертый должен содержать ключевые теоремы и формулы, необходимые для решения задач;
пятый ряд должен содержать имена математиков, которые внесли свой вклад в данный раздел;
шестой должен быть самым большим по размеру — в него включают задачи, примеры и задания, связанные с соответствующим разделом, а также их решения.
Для проведения диагностической процедуры готовят матрицу с количеством клеток, нужным для выявления знаний. Их количество в зависимости от особенностей задания может меняться. Заранее заготавливаются и математические задания. Иногда целесообразно приготовить и перечень математических понятий, в случае если учащиеся затрудняются начать работу с матрицей. Такие перечни терминов они могут сделать специально для себя.
После окончания работы, на которую можно произвольно отводить от 20 до 45 мин. и более, если в этом есть необходимость, — заполненные матрицы обрабатываются. Если предложить матрицу в начале изучения предмета, а затем в зависимости от продвижения знаний заполнить соответствующим образом, то можно использовать ее как «познавательный дневник».
В результате обработки матрицы обычно можно выделить три основные группы:
I— учащиеся, которые полностью заполнили матрицу и вы
полнили все математические задания. Это группа успешных детей,
характеризующаяся полнотой усвоения знаний;
II— отличается от первой неполнотой заполнения матрицы в
основном при заполнении строки, в которой надо указать опре
деления понятий. С другими заданиями они обычно справляются.
Это ученики, которые плохо усваивают теоретический материал,
но могут справляться с практическим, т.е. выполняют задания,
решают примеры;
III— практически это те, которые плохо справляются с вы
полнением всех заданий по причине больших пробелов в знаниях.