Требования к результатам освоения производственной практики.
МЕтодические рекомендации ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики
ПП.04.01. Практика взаимодействия с разными субъектами ДОО (родители, педагоги, методисты, обслуживающий персонал)
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический
педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Производственной практики
ПП. 04.01. Практика взаимодействия с разными субъектами ДОО (родители, педагоги, методисты, обслуживающий персонал)
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Студент:
Иванова Ольга Игоревна
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Группа № 43
Руководитель:
Екатеринбург, 2016
Уважаемый студент!
Данное пособие является рабочим материалом для овладения общими и профессиональными умениями по организация и технологии документационного обеспечения управления. Дневник позволит вам выполнить все практические задания по программе данной производственной практики. Внимательно читайте задания, используйте для выполнения заданий методические рекомендации, своевременно консультируйтесь с методистом по практике.
Желаем успеха в работе!
Задание 1. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРОГРАММОЙ ПРАКТИКИ
Цели и задачи программы производственной практики.
Целью практики является:
-приобретение практического опыта на основе теоретических знаний;
- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в рамках освоения ПМ. 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации
- формирование у студентов представлений об особенностях взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
Задачи практики:
- формирование у студентов системы профессиональных умений, знаний, практического опыта, необходимых воспитателю для организации работы с родителями воспитанников;
- изучение особенностей разных типов семей (с использованием разных методик);
- развитие у студентов способности выбирать эффективные и педагогически оправданные формы работы с родителями воспитанников (индивидуальные, коллективные);
- формирование у студентов педагогической рефлексии;
- создание у студентов установки на формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности.
Требования к результатам освоения производственной практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессиональных модулей должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
- руководства работой помощника воспитателя;
- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
- участия в создании предметно-развивающей среды;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
- формулировать цели и задачи работы с семьей;
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями;
- взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;
- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
- определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом образовательных организаций и особенностей возраста воспитанников;
- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
- создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
- основы планирования работы с родителями;
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи, ее функцию;
- содержание и формы работы с семьей;
- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
- методы изучения особенностей семейного воспитания;
- должностные обязанности помощника воспитателя;
- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой;
- теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
- концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Отчётная документация по производственной практике:дневник практики, отчёт по практике.
ПАСПОРТ ДОО
Наименование, вид ДОО________________________________________
Адрес ________________________________________________________________
Режим работы ДОО и длительность пребывания в нем детей
(рабочая неделя, длительность работы ДОО; режим работы групп) ________________
Комплектование ДОО
В ДОО функционирую группы (наименование групп, количество, наполняемость групп детьми)
до 1 года _______________________ кол-во детей
от 1 года до 3 лет ________________
от 3 лет до 7 лет _________________
разновозрастная группа __________
Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой (программами) наименование программ______________________________________
Заведующий ДОО____________________________________________________________
Зам. по ВМР_________________________________________________________________
Задание 1. Организация и проведение разнообразных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы), привлечение родителей к проведению совместных мероприятий с использованием ИКТ.
Выполнение задания. Студенту необходимо продумать разнообразные формы работы с родителями (приложение 1), привлечь родителей к проведению совместных мероприятий на основе составленного плана.
Выбрав одну из форм работы с родителями, составьте план-конспект и проведите мероприятия, организованного с привлечением родителей, из собственного педагогического опыта, а также отзывы родителей, коллег и другие материалы.
Структура плана-конспекта:
- тема
-форма мероприятия
- цель, задачи
- ожидаемый результат
- участники
- предполагаемое время
- оборудование
- ход мероприятия
- итоги
- использованная литература
Представьте самоанализ проведенного мероприятия (родительского собрания)
Показатели
-Соответствие проведения родительского собрания по плану работы воспитателя
-Уровень заинтересованности родителей предложенной темой
-Интерес родителей подготовки к собранию:
· выставка методической литературы;
· детской литературы;
· работ детей;
· методических пособий
· Четкость организации проведения собрания:
· общее время проведения;
· регламент выступлений;
· продуманность кандидатур;
· анализ выполнения решений предыдущего собрания;
· конкретность и реальная выполняемость принятых решений данного собрания.
Отчетная документация: приложить материалы в виде конспектов, презентаций, отзывы, анализы и самоанализы проводимых мероприятий отдельно к отчету.
Задание 2. Разработка и оформление рубрики для Интернет-сайта ДОО (страница для родителей)
Форма отчета : Скриншот страницы сайта.
Задание 3.Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями/законными представителями(тема по выбору студента)
Форма отчета: Конспект индивидуальной консультации, самоанализ проведения индивидуальной консультации.
Задание 4. Рефлексивный отчет о результатах прохождения учебной практики студентки группы ________________________________________________________
ФИО студента
Выполнение. Студенту необходимо написать сочинение-рассуждение на заданную тему в свободной форме.
1.Произошло ли что-нибудь особенное на практике? Если да, то, что именно, и почему?
2.Что было для меня более важно в данной практике?
3. Что мне далось труднее всего?
4.Что потребовало от меня особых усилий? Почему?
5.Что следует предпринять в следующий раз при таких обстоятельствах?
Форма отчета: текст сочинения
Список литературы
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
5. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
6. Педагогическое взаимодействие в детском саду[Текст] методическое пособие //Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: «Сфера», 2013., 128 с.
7. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
8. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
9. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.