Сосременная теория лог о дислалиях. Анализ и классиф д. Проблемы диагн-ки.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохр иннервации реч аппарата.
В наст вр термин «д» приобрел междунар хар-р, хотя его сод-е, а также виды нар, опред-ых им, не всегда совпадают. Эти несовпад-я связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нар-й: анатомо-физиол-е, психологические или ленгвистич-е.
Среди нар произносительной стороны речи наиб распростр явл избирательные нар-я в ее звуковом (фонемном) оформлении при норм функц-ии всех остальных операций высказ-я.
Эти нар проявл в дефектах воспроизвед-я звуков речи: искаженном их произнесении, замена одних звуков другими, смешение звуков и – реже – их пропусках.
Перечисленные виды нар: замены, смешения и искажения зв – в традиционной лог рассматр как рядоположные. В совр лог исслед-ях, опирающихся на пол ленгвистики, они подразд на 2 разноуровневые категории. Замены и смешения зв классифицир-я как фонологические (Рау) или фонематические (Левина), дефекты при кот нарушена сист языка. Искаж-я зв классиф-я как антропофонические (Рау) или фонетические, дефекты, при кот нар-на произносит-я норма речи. Такое разделение углубляет представление о стр-ре реч дефекта и напр-ет вн на поиск адекв методов их преод-я.
На совр этапе разв лог квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии важным явл выдел-е таких признаков нар, кот существенны для самого лог возд-я, т.е. учет того, каким явл дефект, фонематическим или фонетическим.
Анализ и классиф-я д.
Выделяют 2 основные формы д.: функциональную и механическую. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной д. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, говорят о механической дислалии.
Функциональная д. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.
При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. 1.Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. 2. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). 3. Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Это явление называется искажением звуков.
В литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию.
С учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяются формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.
Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»).
Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностыо операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Этo приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.
Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков.
При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его.
Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.
Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
Звуки произносятся ненормированно, искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.
Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука.
Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Логопедия опирается, прежде всего, на психологопедагог. знания и представления о правильной речи и eё формир-я у дет. Касаясь разных проблем общего воспит. и обуч. подрастающего поколения, мыслители-гуманисты, педагоги и общественные деятели того времени (Мор, Руссо Коменский, Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро, Песталоцци — в Западной Европе;
Ломоносов, Бецкой, Новиков, , Радищев, Белинский, Ушинский, Добролюбов, Чернышевский — в России) значение придавали и проблеме формир-я правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой лич-и ребенка.
В этот период(XVII—XIX) создается научно обоснованная система знаний о формир-и прав-й речи ребенка разрабат-ся приемы и последоват-ть обучения ребенка прав-ой речи. Вопросы в их трудах: