Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи.
· Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
· Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.
Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
· Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
5. Цель педагогической науки – выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
6. Функции педагогической науки. Прежде всего, это:
1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
- описательном, объяснительном;
- диагностическом;
- прогностическом.
2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
- проективном;
- преобразовательном;
- рефлексивном.
7. Задачи педагогики:
1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами;
2) изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
3) прогнозирование образования - педагогическая футурология.
4) внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:
1) вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
2) вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
3) методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
8. Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.
• Воспитание – это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
• Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
• Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
• Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание – не единственный фактор формирования личности).
• Развитие – реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
• Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
• Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования.
· Педагогическое взаимодействие – это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Педагогика и ее развитие
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.
По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.
9. Современная педагогическая система наук о воспитании:
1. Фундамент – философия и история образования.
2. Общая педагогика:
- теоретические основы;
- дидактика;
- теория воспитания;
- школоведение;
3. Возрастная педагогика:
- дошкольная;
- школьная;
- профессионально-техническая;
- педагогика высшей школы;
4. Социальная педагогика:
- семейная педагогика;
- перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
- музейная педагогика;
- театральная педагогика и т.д.
5. Специальная педагогика:
- сурдопедагогика ((лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентам);
- тифлопедагогика ((от греч. τυφλός — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения;
- олигофренопедагогика (наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей);
7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
8. Военная педагогика.
9. Педагогика третьего возраста (пенсионного).
10. Межнаучные связи педагогики:
1. С психологией: общий объект изучения – это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
5. История, география, литература, сфера обитания человека – все интересует педагогику.
6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
7. С медициной (например, лечебная педагогика – наука об обучении и воспитании больных школьников).
Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.
Литература
1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.