Эмоциональные гимнастики и разминки
«Тосты»
Разыгрывается ситуация,когда необходимо произнести тост на определенную тему.
«Здравствуй !»
Группа садится в круг. Тренер ловит взгляд одного из участников и бросает ему мяч со словами: «Здравствуй! Отлично выглядишь!» Далее он дает инструкцию: выбери любого в группе, поймай его взгляд и поздоровайся. Мяч должен попасть к каждому участнику.
Ловля моли.Ведущий указывает на одну из участниц тренинга, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости для того, чтобы помочь ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам убить по 10 штук моли и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, по плечам участников, предметам мебели.
Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
Утренняя гимнастика
Ведущий просит встать всех участников так, чтобы его было видно. Далее он просит всех повторять все его действия. Начинает с поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем – боксирование, умывание, кидание камня и т.д.
«Ты мне нравишься тем …»Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится…» и называет при этом понравившееся качество. Участник, получивший мяч, бросает его другому и называет понравившиеся качества. Мяч должен побывать у всех участников.
«Покажи пальцем»
Участники сидят в кругу. Тренер просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он просит показать на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее свойством. Например, показать самого веселого в этот день, самого лохматого, самого худого, сонного, одетого, раздетого, тот, кто вас удивил, кто помог, кто работал меньше всего, кто шумел и т.д. начинается обсуждение, которое переходит в рефлексию.
«Комплименты»
Упражнение в парах. Один из пары говорит комплимент другому, затем тот, делает комплименты. Инструкция: «говорите по очереди друг другу комплименты. Найдите, что можно похвалить в партнере. Сделайте это громко, в глаза, красиво. Но учтите, что он тоже будет делать вам комплименты. Кто больше сможет сказать доброго о другом? Кто сможет сделать такой комплимент, что партнер откажется от борьбы? Учтите, нельзя повторяться, копировать партнера, не комментируйте комплименты партнера, но благодарите его за них».
Это упражнение можно провести по другому. Инструкция: «делайте поочередно замечания друг другу. Найдите, какие замечания сделать партнеру. Не надо обвинять его в том, чего нет, но вот выискать в нем что-то реальное для обвинения можно. Победит тот, кто выдержит больше замечаний партнера. Всегда благодарите за замечание и не надо оправдываться».
Завершающие упражнения
«Мы с тобой похожи тем, что …»
Участники выстраиваются в 2 круга – внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что …». Участник внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера.
«Ты мне запомнился»
Участники сидят в кругу. Первый бросает мяч кому-либо и называет качество, по которому он ему запомнился. Можно называть моменты, в которые отличился данный участник.
«Я узнал, что…»
Участникам предлагается высказаться по поводу занятий, своего состояния в тех или иных ситуациях. Можно говорить о произошедших изменениях в отношениях между участниками, полученных знаниях или о том, что уже было известно, о внутреннем состоянии и изменении.
«Что я расскажу подростку о наркомании (СПИДе, употреблении алкоголя и курении)»
Участникам предлагается разбиться на команды по 4 человека. Каждая команда должна придумать, описать и презентовать другим одно занятие по профилактике наркомании, СПИДа, алкоголизма и табакокурения. Форму проведения выбирают сами команды.
«Лучи солнца»
Участник стоит с закрытыми глазами в центре круга. Вся группа расположена вокруг него по большой окружности. Тренер дает инструкцию: «Сейчас каждый из вас медленно и бесшумно подойдет к тому, кто стоит в центре. Остановитесь там, на таком расстоянии от центра, которое соответствует вашему отношению к участнику в центре». Группа замирает, чтобы запечатлеть взаимное расположение в пространстве. Затем по команде тренера все возвращаются на первоначальные позиции.
Стоящий в центре открывает глаза и ему предлагается отгадать, кто как к нему относится, если мерой отношения будет расстояние от него до человека. Стоящий в центре просит каждого медленно приближаться и останавливает его там, где считает нужным. Группа опять замирает на некоторое время. Затем тренер просит стоящего в центре последовательно посмотреть в глаза каждому, а того, на кого он смотрит, тут же занять ту позицию, которая соответствует его собственному отношению к данному участнику, стоящему в центре. Затем высказывается участник, стоящий в центре круга.
«Сжатый отчет»
Участникам необходимо впечатления от тренинга сжать в одно-два слова (фразы) и быстро назвать его. Упражнение позволяет уточнить общее состояние группы. Задание учит быть кратким, точным и выделять самое главное.
«Больше всего мне понравилось…»
Участники сидят в кругу и каждый, не задумываясь говорит, что ему больше всего понравилось во время проведения занятий.
«Групповая поэма»
Участники в правом верхнем углу листка пишут свои инициалы. Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма, передает свой листок соседу справа, тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того, как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки. Желающие могут прочитать свои поэмы.
«Социометрическое анкетирование»
Участники заполняют анкету, состоящую из нескольких вопросов, которая позволяет соотнести субъективные впечатления тренера с «объективными» впечатлениями участников.
1. Тренинг на меня:
не произвел впечатления произвел очень большое впечатление
1 2 3 4 5 6 7
2. Кто из участников группы, по вашему мнению, ближе всего находится к цели тренинга (2-3 человека)?
3. Кто из участников группы оказал самое большое влияние на ход работы группы (кроме тренера, один человек)?
4. Поведение кого из участников группы вам больше всего мешало, отвлекало?
5. С кем из участников группы вы бы хотели сыграть в ролевой игре в первую очередь (2-3 человека)?
6. Я чувствую, что приблизился к цели тренинга:
Совсем не приблизился значительно
1 2 3 4 5 6 7
«Анкета»
1. Оцените по 10-бальной шкале, где 10 – самая высокая оценка, насколько вам понравился семинар: ……………………………………………………………….
2. Какой блок произвел наибольшее впечатление? Почему? ………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………..
3. Какая часть работы, на ваш взгляд, наиболее удачная? Почему?
……………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
4. Что Вам бы хотелось изменить в ходе семинара? ……………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
«Конверт с пожеланиями»
Участники на листочках пишут впечатления от тренера (что понравилось, что нет, какая форма проведения упражнений наиболее интересна и т.д.). Все складывается в конверт. При желании можно подписать свой листочек, но не обязательно