Путешествие в свое прошлое
Работая с подростками, учителю часто приходится сталкиваться в различных ситуациях общения с воспитанниками с проявлениями подростковой тревожности, агрессивности, эгоцентризма. Уже много лет в психокоррекционной работе с подростками психологами и педагогами используются формы индивидуальной и групповой работы с детьми, направленной на организацию осознания своего и чужого опыта детства. В зарубежной психологии этой проблеме посвящены работы В. Вунда, К. и Н. Роджерс, Франкла В. и др. В отечественной психологии вопрос освящен в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящей и др. Для преодоления «пустыни отрочества», для осознания подростком своей личности как социальной ценности очень важно бывает помочь ему проанализировать как свое детство, так и детство значимых для него людей.
Специалисты педагогической психологии и социальной педагогики считают, что обращение подростков к событиям своего детства и детства своих близких откроет ему многое в понимании себя, родителей, учителей. Эта мыслительная и эмоциональная работа поможет воспитаннику по-новому взглянуть и оценить социальную ситуацию, в которой он живет. Обращение к самому себе «когда я был маленьким» поможет найти подростку свое «я» в дне сегодняшнем, окажет влияние на процесс формирования самооценки, снимет эмоциональное напряжение, которое создает подчас трудности в общении со сверстниками, с родителями, учителями, с самим собой.
При подборе возможных приемов, направленных на осознание своего и чужого детского опыта, были учтены достижения различных школ и направлений. Меньше всего нам хотелось бы предлагать программу психологического тренинга. Учитель, организующий групповые формы работы с детьми по осознанию детского опыта, не выступает в роли психоаналитика или гештальт-терапевтов; его цель – показать возможную позицию подростка в оценке отдельных событий детских лет.
Это может быть организация значимых для ребенка воспоминаний детства (как положительных, так и отрицательных) – «КРУГ ВОСПОМИНАНИЙ». Ведущий занятия по очереди предлагает воспитанникам вспомнить одно из ранних ярких детских переживаний, восстановить в памяти время и обстоятельства, которые предшествовали этому переживанию. Затем в ходе группового или индивидуального обсуждения подросток пытается связать некоторые эмоциональные или поведенческие аспекты воспоминания событий своего детства с тем, как он сейчас живет, взаимодействует со сверстниками, взрослыми людьми, как реагирует на ситуации, похожие на те, о которых вспоминал.
Можно организовать групповую и индивидуальную работу с подростками по осознанию своего детского опыта через привлечение предметов (зонты, шары, игрушки, фотографии и т. д.). Например, использование приема «Чудесные зонтики». Ведущий демонстрирует участникам занятия 2 – 3 зонта (черный, красный, пестрый). Каждый участник игры может раскрыть над собой любой из этих зонтов. Человек, выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого; тот, кто выбрал яркий пестрый зонт – радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. В ходе последующей групповой дискуссии организуется обмен мнениями между участниками игры о причинах выбора того или иного зонта, причинах значимости для себя и других, переживаний тех или иных событий детства.
В работе с младшими и средними подростками можно было бы предложить организовать общение с самой любимой в детстве игрушкой. Участники игры по очереди называют, а может быть, демонстрируют свою самую любимую игрушку, коротко описывают ее, рассказывают историю появления игрушки в доме (кто и когда подарил, где купили). Участники разбиваются на диады. S1 – хозяин игрушки, получает возможность задать своей любимой игрушке любой вопрос (о ее, своей жизни, интересующих его вопросах и т. д.). S2 отвечает от имени игрушки. Затем партнеры по общению меняются местами, игрушками (вариант игры «Мой любимый сказочный герой»). Предметом, опосредующим переживание своего детского опыта, может стать и детская фотография. Для организации этого дела понадобится эпидиаскоп; учащиеся заранее готовят короткие рассказы «Я в детстве», «Самым главным для меня в детстве», «Мое детство для меня…». На экран проецируется детская фотография одного из участников игры, показ сопровождается кратким рассказом. Затем сам автор или любой другой участник игры может задать вопрос этой детской фотографии. Ответ «дает» фотографическое изображение. В свою очередь, фотография тоже может «задать вопрос» своему прототипу.
О важности для ребенка мыслительного и эмоционального контакта со своими пращурами, ушедшими в небытие предками, говорили в своих произведениях известные писатели: Г. Маркес «Сто лет одиночества» и Р. Брэдбери «Марсианские хроники». Великая ценность этого акта общения с прошлым своей семьи заключается в получении ребенком нового, значимого для него опыта проживания духовных усилий, необходимых для осознания себя частью большой семейной общности и принятия на себя ответственности за свои поступки перед членами семьи.
Дети заранее подбирают детские и юношеские фотографии своих прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам, теть и дядь, собирают информацию о них, готовят короткие рассказы. Фотография проецируется на экран, сопровождается комментариями, музыкой, демонстрацией личных вещей (книги, награды, может быть в семье сохранились игрушки, ученические принадлежности члена семьи, дневники, аттестаты и т. д.). Организуется взаимный обмен вопросами.
Занятия по осознанию юношами и подростками своего детского опыта проходят как индивидуально, так и с группой учащихся. Время проведения от 10 – 15 минут до 1,5 часа. Цель практикума: преодоление подросткового эгоцентризма, выработка навыков эмпатийной поддержки активного слушания. От ведущего требуется знание специфики семьи воспитанника, индивидуально-типологических особенностей воспитанников (реакция холерика на проживание фактов своего детства будет кардинально противоположной, нежели реакция меланхолика или флегматика). Ведущий подобного рода занятий должен обладать профессиональным тактом, умением корректного воздействия на учащихся, терпением, коммуникативной направленностью своей личности. В ходе работы по «оживлению» детских воспоминаний можно использовать записи музыкальных произведений Вивальди, П. И. Чайковского, Ф. Шопена и др., репродукции с картин Ватто, О. Кипренского, П. Пикассо и др., детские фотографии и рисунки участников занятия и их родителей.
Техническое оснащение такого рода деятельности детей играет немаловажную роль. Во-первых, технические аппараты должны быть удобны для пользования , так чтобы каждый ребенок, демонстрируя свои фотографии, легко и без натуги справлялся с моментом демонстрации, не прибегая с помощи учителя. Во-вторых, тому, кто предъявит фотографии, должно быть удобно и психологически комфортно: надо продумать, куда поставить стул для него, какова будет дистанция, отделяющая его от группы детей, куда он положит приготовленные фотографии и другое. В-третьих, учитель выступает как равный среди детей, он тоже приносит фотографии и тоже повествует о своем прошлом, но, разумеется, его время воспоминаний много меньше, чем предоставленное для ребенка, его выступление – это, скорее, некий дополнительный стимул для детей, чем содержательный элемент; важен сам факт участия учителя, чем мера этого участия. И учитель свободно и красиво должен работать с аппаратурой, приготовленной для такого разговора.
Проблемы и аргументы
«Проблемы и аргументы» - командная состязательная форма духовной деятельности детей. Сегодня она практикуется чаще всего в старших классах, реже – в подростковых, но не исключено использование этой формы и в работе со школьниками начальных классов.
Назначение данной формы деятельности в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов развития у школьника способности к саморегулированию своего поведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интеллектуальных сил школьника.
Организуются две команды, две группы, иногда такими группами могут стать классы в полном их составе. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека» или «Мужчины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым доказывая объективность явления. Команда «прагматиков» («прагматистов») должна предложить ряд практических решений проблематичного вопроса.
Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмеряет по часам «счетчик» (иногда шутливо это лицо получает имя «Хронос»), а если в школе имеются песочные минутные часы, то измерение времени командного обсуждения производится благодаря этому часовому прибору.
Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает и смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», и наоборот. Второй тур состязания сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнений.
В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается дополнить аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.
Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие подсчеты на большой доске или табло.
«Проблемы и аргументы» - очень гибкая форма, позволяющая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблемное содержание, как только педагоги фиксируют внимание детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы а аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает особое название, скажем, она может получить тему «…А не странен кто?»
Карточки предложат школьникам осмыслить с позиции аргументов и решения, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме»; «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату на подарок жене»; «Мальчик идет по улице и поет»; «Девушка одна в лесу на поляне танцует»; «Человек, не будучи дворником, метет улицу» и т. д.
Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, тогда формулировки этих проблем записываются на карточках, и дети, их выбирая, последовательно ведут осмысление трудностей школьной действительности. В ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не может не учитывать администрация школы.
Методическая сложность игры, прежде всего, заключается в соблюдении темпоритма. Четкий, не сбивающийся ритм обеспечивает активность всех участников. Достаточно быстрый темп – несмотря на то, что мысль требует времени – предотвращает утомляемость. Но соблюсти оптимальный темпоритм не так уж сложно: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени на доске цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей. Число туров зависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четырех до восьми туров. Подросткам же рекомендуется не более четырех туров.
Следует тщательно продумывать формулировки проблем, так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям, не включать в формулировки термины малознакомые либо модные, но малопонятные.
Не исключено, что карточки для игры заготовляют сами учащиеся, но из числа болельщиков.
Свободный разговор
Данному разговору предшествует следующий эпиграф:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
Тематика и содержание такого разговора почти не определяются. Каждый участник приносит с собой замысел темы и предложения по содержанию беседы. Но выбор вопросов для обсуждения непредсказуем: все зависит от настроения, положения дел, взаимоотношений и намечающихся перспектив группового содружества.
Здесь многое зависит от педагога: как он поведет первое общение, сможет ли каждый из школьников раскрыться и высказать свое отношение к предлагаемому содержанию разговора. Но, конечно же, педагог всегда имеет наготове проект такой свободной беседы, реализует свой замысел в случае, удобном психологически и этически.
Предположим, в начале беседы, когда еще нет решительных предложений и дети неуверенно произносят что-то и тут же отвергают ими сказанное, педагог выдвигает идею: «…нарисуем жизнь, как мы себе ее представляем»… Он объясняет, что рисунок может включать в себя символы, картинку, слова – все, с помощью чего можно было бы сказать о существенном в жизни. Дети поочередно подходят к доске или приближаются к большому листу картона (чтобы никого рядом не было) и наносят на поверхность знак как одну из характеристик им представляемой жизни. И само по себе «Мы рисуем нашу жизнь» могло бы стать отдельным групповым делом, но в контексте свободного разговора это интересное и увлекательное дело выполнит свою большую роль в вовлечении их в свободную беседу о собственной конкретной жизни с конкретными болями, горестями, радостями, недоумениями, открытиями.
Свободный разговор может со временем стать традицией коллектива, а несколько позже все члены коллектива приобретают право на объявление «свободного разговора»: если кому-то нужна помощь в решении проблемы, но он не хочет обнародовать свои личные трудности, то вполне можно «спрятаться» за форму свободной беседы, попутно поставив свой личный и мучительный для тебя вопрос.
Смешинка
Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему смешинка в рот попала.
Неожиданность, добрая, юмористическая направленность и сравнительная непродолжительность и являются основными характеристиками формы воспитательной работы, которая получила название «Смешинка».
Смешинка – это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить ученики одного класса ученикам других, старшеклассники – малышам, ее могут подготовить для учителей или гостей; прекрасным воспитательным мероприятием является Смешинка, подготовленная самими учителями, так как учителя обычно демонстрируют хороший юмористический вкус, оригинальность в выборе средств, высокий исполнительский уровень.
К первому апреля может быть приготовлен целый «мешок» со Смешинками, в котором будет много самых разнообразных остроумных и веселых шуток и забавных розыгрышей.
В отличие от КВН, где состязаются в остроумии команды, Смешинка является несоревновательной формой, где всем весело и нет проигравших.
Конкретное содержание Смешинки зависит от фантазии ребят, от их художественных и организаторских возможностей, а также от тех традиций, которые сложились в школе.
Это может быть забавная линейка, с которой начинается Праздник смеха. На такой линейке все должно быть веселым и необычным: костюмы, распоряжения, ритуалы, может быть прочитано смешное расписание уроков на день, сообщены невероятные новости, введены «новые» правила поведения…
Замечательный эффект дает «торжественное» внесение знамени смеха, несение «почетного караула» у этого знамени. Такое знамя обязательно должно быть «переходящим», то есть всегда находиться там, где в данный момент проходит Смешинка.
Если в школе есть технические средства, можно подготовить радиопередачу или видеоновости; если такой возможности нет, их может прекрасно заменить рисованный фильм. Кадры этого фильма зарисовываются на листах ватмана, озвучивают же их сами ребята во время демонстрации. Тематика фильмов может быть самой разнообразной: «От серьезного до смешного один шаг», «Смеяться, право, не грешно…», «Забавные приключения…» и т. д.
Но, что бы не готовилось, важно, чтобы каждый класс или группа ребят занимались своим особенным делом, чтобы не было конкурса рисованных фильмов или радиопередач.
Смешинка может быть поэтической и музыкальной. Так, на поэтической Смешинке школьные поэты могут прочитать свои стихи забавного содержания, может быть показан мини-театр абсурдного стиха, предложены интересные игры со словом (сочинение буриме, акростихов, стихов на заданную смешную тематику, поэтической рекламы ненужных вещей, несуществующих достоинств, забавных поэтических портретов и т. д.).
На музыкальной Смешинке может выступить веселый оркестр с необычными инструментами, малыши могут исполнить смешные инсценированные песенки, старшеклассники провести несоревновательные музыкальные игры. Может быть предложено провести «час оперы», когда все школьники и учителя должны будут петь обо всем, о чем они хотели бы сказать, могут быть даже подготовлены небольшие оперные или балетные спектакли на сюжеты сказок, можно также использовать «салаты» из разных сказок, «сказки наизнанку», биномы фантазии (по Дж. Родари), а также сюжеты из школьной жизни и т. д. Прекрасная возможность продемонстрировать свои таланты появится у школьных певцов-пародистов.
Один из классов может подготовить фото-Смешинку. Так, например, фотографы могут предложить каждому классу сняться на память в виде большой и дружной семьи, где есть мама, папа, дяди, тети, бабушки, дедушки, а также дети всех возрастов. Рядом с фотоателье может работать гримерная и костюмерная, где «самым старшим» и «самым маленьким» членам «семьи» окажут помощь в том, чтобы они выглядели наиболее естественно. Очень весело проходит фотографирование, если фотографы готовят специальные сюжетные рисунки на большом картонном полотне с прорезанными отверстиями, в которые должны выглядывать фотографирующиеся. Так, класс может сфотографироваться в виде дракончика, у которого столько голов, сколько учеников в классе, все ученики могут стать участниками футбольного матча, циркового представления, высокогорного похода, мультипликационного фильма и т. д.
Прекрасно поднимают настроение, сдруживают ребят, дают возможность ученикам разных классов познакомиться поближе игры в Кругу. Класс, который готовит игровую Смешинку, должен подобрать действительно веселые игры, в которых может принимать участие как можно большее количество ребят, подготовить расторопных, находчивых и остроумных игровиков, а также место проведения игровой Смешинки. В хорошую погоду такие игры лучше проводить на свежем воздухе. При выборе игры важно учитывать возраст играющих. Так, с малышами хорошо проходят веселые подвижные игры («Путаница», «Улитка», «У дядюшки Абрама», «У оленя дом большой», «Белки – орехи – шишки» и т. д.). Ученикам среднего и старшего возраста можно предложить игры посложнее, хотя старшеклассники с удовольствием принимают участие в играх для малышей. Со старшеклассниками можно поиграть в «Забавные перемещения». Участникам игры «забавные перемещения» предлагается собраться в команды, которые формируются по самым различным признакам: по цвету глаз, по цвету обуви, по желанию съесть яблоко, грушу или апельсин (выбрать надо что-то одно), по желанию подружиться с носорогом, бегемотом или крокодилом и т. д. Главное, чтобы одно задание быстро сменяло другое. Весело проходит игра «Перебрасывание предметов». Ведущий держит в руках воображаемый предмет и, называя имя одного из участников, говорит: «Я бросаю тебе мяч» (цветок, слона, бабочку и т. д.). Названный участник должен «поймать» брошенный ему предмет и «бросить» следующему игроку что-то другое…
Возможности разнообразить Смешинку практически неисчерпаемы: демонстрации забавной одежды, необыкновенные концерты, пресс-конференции с великими юмористами, встречи с докторами курьезных наук, экскурсии в музеи парадоксов, выставки смехо-живописи…
Дни, в которые в школу приходит Смешинка, могут стать традиционными и проводиться не только первого апреля. Это могут быть и сентябрьские, и январские Смешинки, они могут иметь тематическую направленность, например, осенняя Смешинка – в день Праздника урожая, математическая Смешинка – во время проведения недели математики и т. д.
Важно только то, чтобы ребята хорошо усвоили: если хочется, чтобы Смешинка была по-настоящему смешной, к подготовке нужно отнестись очень серьезно!
Этический тренинг
Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Часто этические рассуждения и убеждения превращаются в морализирование, нравственные представления остаются незакрепленными. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга.
Этический тренинг предлагается для школьников 13 – 16-ти лет. Возможен и для более младшего возраста с учетом возрастных особенностей и знаний учащихся.
Этический тренинг преследует несколько воспитательных целей. Этическая состоит в том, чтобы привить умения, выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления и довести до осознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, что определило бы их подготовленность к определенным реальным жизненны ситуациям, снизило бы усилия, психологические барьеры (боязнь выглядеть неприлично, быть осужденным или осмеянным).
Психологическая задача заключается в следующем: развить логическое мышление, способность реагировать; развить способность к рефлексии, к объективной оценке самого себя других людей; выработать устойчивую систему мотивов нравственного поведения и снять стереотипы, барьеры в сознании по отношению к окружающим людям.
Собственно педагогическая задача – формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, а также повышение морально-психологического климата в коллективе.
При организации этического тренинга необходимо учитывать различие в полноте и уровне контактности каждого школьника, существование в сознании учащихся психологических социальных барьеров, наличие семейных стереотипов поведения и недостаточность морально-этической культуры к моменту проведения тренинга.
Педагог, приступая к этическому тренингу, должен быть терпим и терпелив. Содержание этического тренинга определяется актуальными проблемами общения в учебном коллективе или создавшейся конфликтной ситуацией. Тематика тренинга предлагается самими учащимися, а также определяется по усмотрению педагога, его профессиональной направленности, способности соотносить цели воспитания и реальный воспитательный результат.
Этический тренинг – это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей, путем ролевой игры воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций нравственных норм.
Подобные идеальные формы поведения могут быть составлены для тренингов на темы: Разговор по телефону, Переписка, Семья, В гостях, У постели больного, Во время спора, Дарю сувенир, Потерял книгу и т. д.
Все ситуации тренинга составляются с учетом формирования уступчивости, такта, доброжелательного отношения к людям, принятия их позиций, точек зрения – то есть, с учетом сочувствия другому человеку.
Укажем на ряд помогающих организации этического тренинга положений.
Перед началом тренинга руководитель предлагает договориться об основных принципах работы в группе.
Для повышения мотивации у участников тренинга и перед проигрыванием ситуаций необходимы разъяснения, что есть этический тренинг, для чего он необходим людям, что может дать он участникам.
Оптимальное количество участников 15 – 20 человек. Это обеспечивает возможность общения руководителя тренинга, участие в проигрывании ситуации большего процента от числа присутствующих.
Большое значение имеет сама профессионально-педагогическая, нравственная культура руководителя этического тренинга.