Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику;
употреблять слова, близкие и противоположные по смьслу; слова с переносным значением;
практически, в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений;
четко, с правильным ударением произносить слова различать звуко-слогового состава;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать поддиктовку текст (60—70 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, oпределять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие, и звонкие, твердые и мягкие; определять количество звуков и букв в словах типа весна, коньки;
производить разбор слов (корень, приставка, суффикс, оканчание);
распознавать части речи и их грамматические признаки (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
производить элементарный синтаксический разбор предложений по членам: главные члены предложения (подлежащее, сказуемое) и второстепенные, устанавливать связь между словами предложении; вычленять в них словосочетания;
писать изложение текста в 50—60 слов по коллективно составленному плану;
читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (ориентировочно 70—80 слов в митуту) и про себя (80—100 слов в минуту), определять смысл событий и. поступков героев, выражая к ним свое отношение, пересказывать прочитанное (рассказ, басню, сказку, статью);
самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на свободную тему с использованием прямой и косвенной речи
составлять устно рассказ по личным наблюдениям, картине, по изучаемой теме с элементами описания и рассуждения;
самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком или картотекой.
Учащиеся должны знать:
отрабатываемый словарь;
названия членов предложения: главные (подлежашее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
названия частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
названия частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).
V КЛАСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102 ч)
Работа над словом
Систематическое обогащение и активизация словаря учащихся.
Закрепление умения образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок одновременно (бестолковый, безграмотный) и сложения слов (сельскохозяйственный, благоприятный, красно-синий); правильное использование их в речи.
Употребление в речи:
полных и кратких форм качественных прилагательных, различных степеней сравнения (будь с ним построже, самый красивый цветок, купить подороже), личных местоимений в косвенных падежных формах с преддохами и без предлогов; указательных, определительных, отрицательных и неопределeнныx местоимений и наречий (этот, тот, сам, каждый, никто, ничто, кто-то, что-то и др.); глаголов неопределенной формы со словами надо, можно, нужно, нельзя, пора, хочу, умею и др.;
слов, придающих другим словам или предложениям различные
мысловые или эмоциональные оттенки (частицы, междометия),
служащих для связи слов и предложении (однако, который, если, хотя);
слов в различных контекстах в прямом и в переносном значении (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выбор сходных и противоположных по значению имен существительных, имен прилагательных и глаголов при самостоятельном составлении редложений. Различение оттенков значений слов в тесте, использование их в речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи, выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Употребление образных сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов при изображении событии, героев, окружающей природы.
Работа над предложением
Предложения с однородными членами, соединяющимися перечислительной интонацией или соединительными союзами.
Практическое использование в речи наиболее употребительных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих определительные, временные, целевые и другие смысловые отношения.
Закрепление и обобщение грамматических признаков имен существительных: род, число, падеж.
Закрепление практических обобщений в распознавании основных грамматических признаков имен прилагательных. Различение и употребление падежных форм имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Закрепление практического умения согласовывать дрилагательные с существительными в падеже, роде и числе.
Практические обобщения основных грамматических закопомерностей, связанных с употреблением личных местоимений в предложении. Грамматическая характеристика местоимений: число, изменение по падежам. Значения личных местоимений.
Практические обобщения основных грамматических закономерностей, связанных с употреблением глаголов и предложении. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении.
Связная речь
Дальнейшее развитие устной речи: ее содержания, последовательности, точности, ясности и выразительности.
Закрепление умения самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни н на свободную тему по поводу увидененого на экскурсии или на основе собственных наблюдений, содержания прочитанных книг, просмотренных кино- и диафильмов, телевизионных передач, чтения газеты «Пионерская правда», знаменательных дат, используя отработанную лексику, грамматическую форму и конструкции предложений.
Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Определение темы произведения, его частей, заголовка. Составление творческого пересказа с сокращением, расширением, изменением лица и времени прочитанного или прослушанного.
Подробное устное и письменное изложение текста по плануя составленному коллективно и самостоятельно. Сжатое изложение текста. Рассказывание о героях прочитанного (прослушанного или увиденного) произведения. Характеристика поведения персонажей, мотива их поведения. Определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам. Составить отзыв, написать заметку в стенгазету. Элементарные рассуждения-доказательства.
Составление и запись небольшого рассказа о случае из жизни, по картинке, по отдельным эпизодам кинофильма, об экскурсиях и наблюдениях.
Устное и письменное описание природы, отдельного предмета, внешнего вида героя, обстановки по плану, по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, потешек, скороговорок.