Противоречивая (требования соц. образования и реальное состояние общества), как фактор развития содержания соц. образования
Сопоставление содержания социального образования в его современном варианте с оптимальной когнитивной структурой позволило выявить следующие его основные противоречия:
· несоответствие содержания обществоведческой составляющей общего образования потребностям социальной сферы в его субъектной субстанциональности;
· отсутствие заданной ориентированности эмпирического блока содержания на потребности социальной сферы, которое приводит к обособленности профильного образования и профессиональной сферы, для которой оно готовит специалистов;
· отсутствие концептуального единства в понимании соотношения социальной педагогики и социальной работы как базовых для социального образования областей знания.
Анализ организационной составляющей социального образования показал, что реализация образовательных программ социального профиля в разных учебных заведениях характеризуется следующими основными противоречиями:
- отсутствие четкой ориентации подготовки в системе высшего образования в зависимости от типа реализуемой образовательной программы
(наукоориентированная или профессионально ориентированная); - несоответствие специализаций социального образования в профильных образовательных учреждениях их профилю.
Анализ управленческой составляющей социального образования выявил, что в целом в сфере социального образования стихийно наметились контуры оптимальной системы управления. Однако ее совершенствование требует преодоления следующих основных противоречий:
- отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия и межвузовского согласования по вопросам социального образования;
- отсутствие мониторинга потребностей социальной сферы и в кадрах, и в содержании их подготовки, а также механизмов использования результатов мониторинга в социальном образовании.
Разрешение этих противоречий управленческого уровня наиболее оптимально в рамках региональных систем социального образования.
Преодоление выявленных противоречий является потребностью общества, а поэтому саморазвитие социального образования будет направлено на их разрешение. То есть данные противоречия функционирования определяют тенденции развития социального образования, на которые существенно повлиять конкретные субъекты образования и управления образованием не могут. В их силах только затормозить этот процесс, чтобы он принял стихийный, противоречивый, неустойчивый характер, или, напротив, создать условия для его оптимального протекания.
Помимо названных частнообразовательных противоречий для социального образования характерны и противоречия, проявляющиеся в развитии отечественного образования в целом. Так, А.Ф. Кооп считает, что основное противоречие находится в интервале между целями и потребностями самого образования, с одной стороны, и основными функциями, системой управления и планирования, всем механизмом, обеспечивающим реализацию целей и потребностей развития образования - с другой .В Л Жуков выделил следующие группы противоречий, «которые носят инвариантный характер и сохраняются при всех изменениях»:
- «разрыв между формирующимися и возрастающими потребностями личности, общества и государства в опережающем развитии качества образования и способностью самой системы образования эти потребности удовлетворить»;
- «противоречия между уровнем интеллектуального развития определенного слоя людей и способностями основной массы вовлекаемого в обучение населения»;
- «ряд противоречий возникает между ролью образования в социальном прогрессе и избранным политическим курсом, если он не отвечает национальным интересам страны» .
При этом он особо подчеркивает, что «разрешение указанных противоречий придает динамизм развитию системы образования» и все они «не имеют объективной природы, а их разрешение зависит лишь от политики государства, проводимой в области образования» .