Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 4. Произношение звуков в словах
4. Произношение звуков в словах. Падежное управление
Выставляются картинки с изображениями животных.
А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу? Назовите только животных, в названии которых есть звук з.
Затем дети называют животных, в названии которых есть звук ж.
Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела в школу? Пока не начались уроки, ученики знакомятся друг с другом и с нами.
Развитие фонематического восприятия
Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук ж, последний — ф. (Жираф.) Кто это: у него первый звук з, последний — а? (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут: «В моем названии есть слог жу, кто я?» (Журавль.); «В нашем названии последний слог жи». (Ужи); «В моем названии есть только один слог и гласный звук у». (Зубр); «В слове четыре звука, звук зстоит на третьем месте, кто мы? (Козы.) Попробуйте заменить звук зна звук ж, и мы исчезнем».
Картинка поворачивается, на ней изображение кожи.
Какое новое слово получилось? (Кожи.) Обозначьте кружочками звуки, услышанные в слове козы. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится ли схема слова, если мы скажем слово кожи?
6. Произношение звуков з, ж в предложениях
Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения. Послушайте, какое предложение составил зайка. «Медвежонок живет в дупле».
От имени других учеников зачитываются предложения. «Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф — перелетная птица».
Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одно-го-двух предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.
Кто прав — вы или ученики лесной школы?
Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок дополнительных «полосок — слов».
Физминутка
Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе». Танцевальные движения под музыку.
Согласование числительных с существительными
Составление задач детьми. Начинается урок математики.
Выставляются картинки с разным количеством животных. Сколько медвежат, зайчат? Поставьте цифру к картинке.
Решение и составление простых задач.
К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат стало на поляне? (Три.)
Заучивание и решение загадок-шуток
На поляне у реки Шьет ежатам ежик
Жили майские жуки — Восемь новеньких сапожек.
Дочка, сын, отец и мать. Каждому на ножки
Кто успел их сосчитать? Новые сапожки.
10. Чтение слов с пропущенной буквой
На третьем уроке ученики учатся читать.
Выставляются слова с пропущенной буквой: _айка, фа_ан, у_и, _аба, _уки.
Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова: зайка, фазан, ужи, жаба, жуки. Составление слов из «рассыпанных» слогов: зы, ко, ки, жу.(Жуки, козы.)
Развитие связной речи
Какой по счету урок должен быть? (Четвертый.) На четвертом уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку «В гостях у Жар-птицы».
Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало сказки.
Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гостей. А что было дальше, придумайте сами.
Дети придумывают по одному-два предложения.
Итог занятия
Тема «Звуки с, ш, з, ж»
1. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Материал.Плоскостные фигурки (ежонок, лисонька, мишка, зайчонок); изображения кузнечика, стрекозы, ужей, лягушки, жука,
шмеля, осы; картинки воздушного шара, луга; набор предметов из бумаги, пластмассы, металла, стекла, кожи; игрушки (жираф, носорог, мартышка, слон).
Ход занятия
Оргмомент.
Психогимнастика
Изобразите зайчишку-трусишку, храброго ежонка Тишку, хитрую Лиску, неуклюжего Мишутку.
Сообщение темы занятия
Сегодня будем повторять звуки с, з, ш, ж и сочинять сказку про Ежонка-путешественника и его друзей.