Требования к результатам практики
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендуется для
Направления 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)
Направленность (профиль) «Педагогика и психология высшего образования»
Научно-педагогическая практика является первой практикой в системе педагогических практик магистрантов по направлению «Педагогическое образование» направленность (профиль) «Педагогика и психология высшего образования»и проводится на 2 курсе в 3 семестре в течение 8 недель.
В ходе практики магистранты решают профессиональные задачи в соответствующей области профессиональной деятельности, овладевают опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности. Магистрантам предоставляется возможность осуществления комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта по проблеме своего исследования; использование навыков проектирования компонентов образовательного процесса; осуществление продуктивного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
1. Цельюнаучно-педагогической практики является:
Развитие профессиональных компетенций:
- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
- способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
- готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);
2. Трудоемкость практикисоставляет 8 учебных недель – 12 зачетных единиц (432 часа).
3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:
Научно-педагогическая практика входит в раздел М.2. «Практика и научно-исследовательская работа», проводится в третьем семестре в 3-10 недели.
Научно-педагогическая практика имеет своей целью освоение магистром технологий научно-педагогической деятельности, приобретение навыков профессионально-педагогической деятельности.
Научно-педагогическая практика предполагает наличие у магистранта знаний по дисциплинам как инвариантных, так и вариативных компонентов ФГОС ВО и дисциплин по выбору, предусматривающих лекционные и практические занятия (М.1).
Требования к результатам практики
В результате научно-педагогической практики обучающиеся должны:
- знать:сущность и содержание педагогической деятельности; методологию и методы профессионально-педагогических исследований; основные методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, современные образовательные технологии;
- уметь:анализировать учебно-методические материалы, программы учебных дисциплин, курсы лекций, планы семинарских занятий, научно-методические материалы; разрабатывать конспекты учебных и внеаудиторных занятий и технологических карт по отдельным учебным дисциплинам; разрабатывать методическую базу для анализа и проведения самостоятельной педагогической деятельности; преподавать по программам ВПО; разрабатывать организационно-методическое обеспечение образовательного процесса высшего образования;
- владеть: системой профессионально-педагогических знаний и умений; навыками разработки организационно-педагогического обеспечения реализации программ ВПО; навыками организации и проведения учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ высшего образования; навыками проектирования совместно с обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов освоения программы высшего образования; навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности; навыками выступления перед аудиторией.
Содержание практики
Вид работы | Формиру-емые компетенции | Трудоем-кость в ЗЕТ |
Знакомство с базой практики, педагогическим коллективом, магистрантами (режим работы, правила внутреннего распорядка, устав образовательного учреждения, основные направления и особенности учебно-воспитательного процесса) | ПК-12 | 0,25 |
Анализ нормативных документов, определяющих содержание и структуру курсов в области профиля ООП, программ учебного плана | ПК-11,12 | 0,25 |
Анализ учебно-методического и технического оснащения дисциплин по программам ВПО | ПК-1, 4, 11 | 0,5 |
Разработка плана-графика проведения пробных и зачетных занятий в период научно-педагогической практики и представление его групповым руководителям и методистам | ПК-2,7 | 0,25 |
Разработка плана-графика пробных и зачетных воспитательных мероприятий и представление его групповым руководителям и методистам | ПК-2,7 | 0,25 |
Разработка конспектов пробных и зачетных занятий, факультативных занятий, кружков и других внеаудиторных мероприятий по предметам | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | |
Разработка организационно-педагогического обеспечения реализации программ ВПО | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | 0,5 |
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов освоения программы дополнительного образования | ПК-2 | 0,5 |
Работа по сбору и обработке научного материала по эмпирической главе диссертационного исследования, которые определяются содержанием первой теоретической части исследовательской работы | ПК-1, 2, 4, 7,11,12 | |
Подготовка и проведение пробных и зачетных уроков по предмету по программам ВО | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | |
Организация воспитательной работы в соответствии с планом куратора и заместителя декана по воспитательной работе | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | |
Проведение индивидуальной работы с учащимися с целью сбора и анализа фактических данных для выполнения заданий по педагогике, психологии | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | 0,5 |
Подготовка и проведение внеклассной работы по предмету | ПК-1, 2, 3, 4, 7, 11 | |
Участие в работе методических семинаров по предмету, по воспитательной работе, методических объединений учителей, семинара классных руководителей, проводимых преподавателями образовательных учреждений в период научно-педагогической практики | ПК-1, 2, 3, 4, 7, 11, 12 | |
Обобщение научно-педагогической работы | ПК-1, 2, 4, 7, 11 | |
Оформление отчетной документации Подготовка доклада к итоговой конференции | ПК-1, 2, 4, 7, 11 |
Тематическое планирование практики