Упражнения и игры для развития родного языка
В качестве дополнительного материала представляем дидактические игры -результат коллективного опыта детских садов России, работающих под научным руководством Московского Центра Монтессори.
При выполнении этих упражнений работу следует сопровождать наглядностью, желательно, чтобы ребёнок имел в руках или перед глазами конкретные предметы, о которых идёт речь, или муляжи, картинки, фотографии и т.п.
Прямая цель упражнений: развитие речи, её звуковой культуры и грамматического строя, пополнение пассивного и активного словаря.
Косвенная цель: развитие координации движений, навыков социального поведения; развитие внимания, памяти, мышления.
ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ, ДИКЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
МУХА
Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соответствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:
Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж...
Летят осы вокруг носа: с-с-с...
Летит комар вокруг головы: з-з-з...
Сел на лоб.
Мы его - хлоп! - И к уху.
Он там: ш-ш-ш...
Отпустили.
ВЕТЕРОК
Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соот
ветствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:
Веет тёплый ветерок: ш-ш-ш... руки подняли и покачали;
Тучки пригнал: ч-ч-ч... собирающие движения;
Дождик закапал: кап-кап-кап... пальцами потрясли;
Лужа большая - вот такая! показываем величину;
Вышла уточка гулять: кря-кря-кря... «переваливаемся»;
Аза ней курочка: ко-ко-ко... хлопаем крылышками;
Кого курочка зовёт: цып-цып-цып?.. крутим головами - ищем;
Цыплята запищали: пи-пи-пи... показываем цыплят;
Запрыгали лягушки: ква-ква-ква... прыгаем по-лягушачьи;
Пришла коровушка: му-у-у... делаем рожки;
Пришла лошадка: и-и-и-го-го... скачем;
Прибежала собачка: гав-гав-гав... сели по-собачьи;
Все испугались и разбежались. бег.
ОСА
Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соответствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:
Са-са-са - вот летит оса.
Сы-сы-сы - не боимся мы осы.
Су-су-су - вы не видели осу? и т. д.
ГДЕ ЗВУК?
Поиск заданного звука в слове. Есть ли он вообще в данном слове?
Более сложное задание для старших детей: определить, где звук находится: в
начале, в середине или в конце слова.
Поиск первого и последнего звука в предложенных словах.
Ещё одно задание: определить, у кого в имени (фамилии) есть данный звук.
САМОВАР, СОБАКА, СУМКА
Поиск слов (предметов, изображений на карточках), начинающихся на одну букву
(звук).
Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.
ПОХЛОПАЕМ
На определенный звук хлопнуть в ладоши.
Варианты: узнать в перечисляемых цифрах (цветах и т.д.) определенную цифру
(цвет и т.д.) и хлопнуть в ладоши. Взрослый может сам придумать разнообразные
версии этого упражнения, например, заменить хлопки прыжками или поднятием
руки.
СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ
Сортировка слов по начальной, конечной, средней букве (звуку). Работа проводится с предметами и картинками.
Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.
ПРИДУМЫВАЕМ СЛОВО
еПридумывание слов, в которых есть определенный слог.
• Придумывание слов, близких по звучанию (например, «сон - сом», «дом -
дым», «пушка - сушка» и т.п.) в Придумывание слов, близких не только по звучанию, но и по смыслу
(например, «птичка - синичка»).
ЗАПРЕТНЫЕ СЛОВА, ЦИФРЫ И ДВИЖЕНИЯ
Взрослый сообщает ребёнку, что он не должен реагировать на определённое слово (цифру или, например, команду «руки на пояс»), и затем даёт «запретное» слово, (цифру или команду) в числе нескольких других.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Для работы над речевым дыханием взрослый может использовать традиционные гимнастические упражнения и игры из методической литературы («Пузырь», «Дровосек», «Насос», «Одуванчики» и т.п.).
АКТИВИЗАЦИЯ УСВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ
ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛОЕ?
Упражнение имеет многообразные варианты.
Что бывает квадратное (низкое, синее, железное, горячее и т. д.)?
Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из
которых холодный, а другой горячий.
Какой может быть стол? (Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.)
Какое бывает стекло (дерево, железо, камень и т.д.)?
Взрослый самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.
ЧТО ЗА ЧЕМ?
Перечислить, из каких этапов состоит какое-либо действие. Например, «шить» или «варить».
КТО ЭТО ДЕЛАЕТ?
Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, скакать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Кому что нужно: самолет - летчику, швейная машинка - портнихе и т.д. И обратный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожарному, врачу, шоферу, ткачу, повару и т.д.
Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д. Из чего что сделано? (Например, стол, книга, одежда.)
Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Кто что делает? (Повар - жарит, варит, печет, строитель - ... и т.д.) Что мы делаем с посудой, одеждой, полом?..
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Когда это бывает: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: что бывает (что мы делаем) летом, зимой?
Альтернативные вопросы: рыбы летают или плавают? и т.д.
КРАСКИ
Материал: цветные таблички. Взрослый раздаёт детям таблички. Задание: дети, получившие красную табличку, ассоциируют себя с красными предметами, например: «Я мак, я огонь». Дети, получившие жёлтые таблички, соответственно говорят: «Я цыплёнок, а я солнце».
ЗАГАДКИ
Место, где продают лекарства? (Аптека). Сильная метель, снежная буря? (Вьюга). Часть суток от конца дня до начала ночи? (Вечер).
В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадавший ребёнок аргументировал свой ответ. Позднее можно предложить детям самостоятельно придумывать загадки.
КТО ЭТО?
Ходит, жуёт, мычит ... Летает, клюёт, прыгает ... Ползает, шипит, жалит ...
ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ?
Сахар - в сахарнице.
Хлеб - в ... (Далее по аналогии: масло, книги, игрушки, соль, сухари и т.д.)
НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКУ
У птицы крылья большие, а у бабочки цветные. Лист клёна резной, а лист рябины зелёный.
* 1
К II) КЫУ1 ЬУДЫТ
- цыплёнком. Зёрнышко - ... Гусеница - ...
СЕМЬИ
1еречислить членов «семей» зверей и птиц (лев, львица, львята; ворон, ворони-<а, воронята).
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Ззрослый предлагает ребёнку сказать, что такое «ручка». (Ручка бывает у челове-<а, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.) Возможны наводящие вопросы.
СИНОНИМЫ
- Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты - ... . Зозможно использование разных частей речи: наречий «далеко - близко», прила-"ательных «узкий - широкий», существительных «день - ночь», предлогов «над --юд».
ОБОБЩЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Ззрослый говорит: «Мебель», а ребёнок называет какой-нибудь предмет мебели. Упражнение выполняется наоборот. Взрослый называет одно или несколько ви-цовых понятий, а ребёнок - родовую категорию.
• Игра «Язнаю пять ...» Взрослый предлагает назвать по пять предметов из ка
ких-либо родовых категорий. Например, пять профессий, предметов
мебели, одежды, продуктов и т.д. Образец: «Я знаю пять фруктов: это -
апельсин, банан, яблоко, груша, персик. А ты?»
• Игры «Третийлишний», «Четвертыйлишний». Эти игры могут проводиться как
на слух, так и с использованием предметов и картинок. Важно, чтобы ребёнок
обосновал свой ответ, употребив родовое понятие.
• Что изменилось? Ребёнок отвечает по образцу на вопросы типа: была длин
ная лента, а стала короткая, что изменилось?
• Учитель предлагает назвать одним словом стол и стул; вазу и чашку и т.п. За
тем обсудить, чем эти предметы отличаются. Дети раскладывают в произ
вольном порядке несколько наборов карточек для классификации, затем де
лятся на группы, каждая группа собирает свою категорию на время. Затем
проводится общий контроль с обсуждением правильности выбора. Взрослый
присоединяется к наиболее слабой группе.
е Игра «Я по лесу шла». Игра используется как для расширения и активизации словаря, так и для развития навыков обобщения и классификации. Дети делятся на маленькие группы по 2-3 человека. Каждая получает задание, например, собирать только грибы или только ягоды, или только овощи, только фрукты, только цветы и т.д.
ьИгра «Кто где живёт». Эта игра связана также с космическим воспитанием. На большой карте, находящейся в центре, дети раскладывают картинки с изображениями животных по климатическим поясам или континентам. Взрослый или старший ребёнок резюмирует: «Это животные Севера {или животные Африки)». Возраст 4,5-6 лет.