Воспитательная практика у славян. Становление педагогических традиций России как локальной цивилизации.
Инновационные процессы в современной зарубежной школе.
В числе новаций – введение в шк. большинства ведущих стран мира 5 дневн. уч. недели, совершенствованеи классно-уроч. сис-темы. Возросла роль экспериментальных шк. как центра поисков нов. содержания, форм, методов школ. образ-я и воспит. Во втор. пол. 20в. возн. нов. поколение экспериментал. уч.-восп. учрежд. Организаваны открытве шк. Получ. распространение с системе нач. и отчасти средн. образ-я. Восп-е в откр. шк. предусматр. тесную взаимосвязь с окр. миром, учет разнообр. соц. факторов, влияющ. на формирование автономной личности, склонной к самообраз-ю. Появ. альтернативные шк. Гл. их особенность – использ-е таких методки, в кот. акцент сделан на гуманных отношениях между участниками уч-восп. проц., на разватии персо-нального потенциала учеников. Во втор. пол. 20в. начался нов. этап внедрения в шк. технич. ср-в (ТВ,ЭВМ, маг-фон). Сторонники исп-я компьютерной техники в образовании опирались на ряд дид. принципов: идея программированного обуч-я Скиннера. Для учебных ПК составлялись алгоритмы учения, кот. заставляли послед-но выполнять запрограмир. предписания. В наст. время новейш. технич. ср-ва преврат. в обязат. условия уч. процесса. Среди них – компы и видео системы. Принципиально нов. путь обуч-я – комп. игры. Гл. их функция – обучение. Они позвол. развив. абстрактное и логич. мышление, улучш. память, внимание детей. Игровая мотивация переход. в учебную, когда возникает интерес к содержанию задания. Новейш. техника позвол. решать 2 важн. зад.:1)формир-е у уч-ся опред. знаний и умений, использование в преподавании разл. дисциплдин (информатика, раб. на ПК); 2) активиз-я и оптимиз-я уч. процесса (пресонал. уч. задания, нагляд. обуч-е разл. дисциплинам).Громадн. роль в В. играют СМИ – параллельная шк. Среди них лидирует ТВ. В ведущих странах мира сложились системы учебного телевидения, кот. помог. шк-ам приобщиться к ценностным ориентациям взрослых. Пресса в шк. – спец. организованная работа с уч-ся для педагогически оправданного усвоения разл. информации, поступ. из газет, журн. Популярна в старш. Кл. С 60-х гг. распр-ся идея пожизненного (постоян.) Воспитания. Это В. означ. преемственность между дошк-ми, внешк-ми и шк-ми учрежд-ми самообрз-е, подгот-ку и переподг-ку людей. Цель шк. – формир-ть способность и мотивацию к самообраз-ю. Среди неформальн. каналов В. и образ-я важн. место – организ-ии уч-ся. Наиб. массовая – организ-я скаутов.Задачи: научить руководить и подчиняться, В. во имя общественного блага, В.честности, смелости, ловкости у детей.
Воспитательная практика у славян. Становление педагогических традиций России как локальной цивилизации.
Киевский период занял особое место в истории славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев — земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев, как и у других формировавшихся народов, начало приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества — к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.
Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины — профессиональных воинов.
У восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество.
Воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и богиням.
Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Однако можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо. Однако это было примитивное, за-родышевое письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.
Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменности началось на Руси в начале IX в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Факт совпадения по времени данных исторических событий (распространения письменности и христианства) явился чрезвычайно важным, определившим специфику педагогической культуры средневековой Руси.
«Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 г.) требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения цер-ковных обрядов. Подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивыс-шего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению.
Главным очагом воспитания и обучения всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить эле-ментарное образование в семье. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподаванием правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Система обучения выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определнные формы общественно-педагогической практики. Элементарное обучение осуществляли мастера грамоты.
С 988 г. – школы учения книжного.