Тема 1. Классный коллектив. Его изучение и характеристика.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Часть II. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины.
050401.65 – «История».
Институт гуманитарных наук.
Курс 3, семестр 6
Форма обучения – очно-заочная, полный срок обучения.
Лекции – 0 ч.
Самостоятельная работа – ? ч.
Всего по учебному плану – ? ч.
Зачет – 6 семестр.
Москва – 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики (протокол № от декабря 2011 года); утвержден на заседании Ученого совета Института педагогики и психологии образования (протокол № 05 от 22 декабря 2011 года).
Составитель:
доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики, кандидат педагогических наук Е.В. Михайлова.
Заведующий кафедрой:
доктор педагогических наук, профессор А.Я. Данилюк.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая практика» включает программу учебной дисциплины, методические рекомендации и план освоения курса.
В программе содержится указание на государственный стандарт, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цели и задачи курса, определено место учебной дисциплины в основной образовательной программе, изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, сделаны ссылки на виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная учебная дисциплина, изложены требования к уровню усвоения дисциплины. В программе раскрывается содержание основных задач дисциплины «Педагогическая практика», приводится список литературы.
В методических рекомендациях содержатся указания на виды учебной работы (аудиторные занятия и самостоятельная работа) и их трудоемкость. Названы темы лекционных и практических занятий. Сформулированы задания для самостоятельного выполнения. Приведен список рекомендованной литературы (основной и дополнительной) ко всем темам; требования к зачету.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Виды учебной работы | Количество часов, 9 семестр |
1. | Лекции | - |
2. | Практические занятия | - |
3. | Самостоятельная работа | ? |
4. | Всего | ? |
5. | Итоговый контроль | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
Лекции | Практич. занятия | Самост. работа | Всего | ||
1. | Классный коллектив. Его изучение и характеристика. | - | - | ? | ? |
Итого | - | - | ? | ? |
Тема 1. Классный коллектив. Его изучение и характеристика.
Составление характеристики классного коллектива на основе методов наблюдения, изучения школьной документации, беседы с классным руководителем, психологом школы, социометрии (опроса, анкетирования, проективных методик) и знания особенностей развития коллектива школьников на разных стадиях.
Примерный план характеристики классного коллектива:
1. Общие сведения: количество учащихся, из них количество мальчиков и девочек, когда сформировался класс в данном составе.
2. Организация класса. Состав и характеристика актива класса: инициативность, самостоятельность, настойчивость, авторитет, уважение отдельных членов группы, забота о них, отношение к общественному мнению. Наличие неформальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния. Отношение класса к формальному лидеру (лидерам). Наличие в группе «отверженных», причины этого и возможные пути изменения положения. Взаимоотношения в классе (наличие и отсутствие группировок, их внутренняя основа, степень заинтересованности в делах группы, проявление взаимной требовательности, уважения, взаимопомощи).
3. Содержание и характер коллективной деятельности: значимые цели класса (общественные – индивидуальные); учебная деятельность (общая успеваемость и дисциплина, взаимопомощь в учебе, отрицательные моменты учебной деятельности – подсказки, списывания, насмешки, безразличие и т.д.); внеучебная деятельность (интерес к общественной жизни, желание и готовность участвовать в ней, добросовестность подготовки, шаблонность или креативность организации и пр.).
4. Психологический климат в коллективе и общее эмоциональное состояние.
5. Выводы: положительные стороны и основные недостатки уровня воспитанности членов коллектива и межличностных отношений в классе. Возможные направления дальнейшей воспитательной работы с классом