Подведение итогов по стилям
Подведение итогов по теме
Вопросы:
- Что нового Вы узнали о себе?
- Какая информация явилась для Вас наиболее значимой?
- Что требует дальнейшей проработки?
Занятие 4. Коммуникация в конфликте
Коммуникация (от англ. communicate сообщать, передавать) понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей;
2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще.
Коммуникация: | Информация: |
* вербальный уровень * невербальный уровень * энергетический уровень | * 55% через неречевое общение (жесты и т.п.) * 38% через голос (высота, тембр и т.д.) * 7% через содержание сказанного |
Процесс коммуникации
Вербальная информация
Упражнение 1. "Яблоко"
I. Тренер дает вводную информацию. Ему необходимо одно яблоко. Никто из участников тренинга не может помочь ему в решении проблемы.
II. Тренер по очереди обращается к каждому участнику тренинга с просьбой помочь решить проблему.
III. Участники тренинга анализируют диалог и отвечают на вопросы:
¾ Получили ли Вы информацию по содержанию проблемы?
¾ Каким образом можно было углубить содержательный пласт диалога?
¾ Что необходимо было сделать для расширения альтернатив выхода из проблемной ситуации?
Упражнение 2. "Испорченный телефон"
I. Из числа участников тренинга выбирают группу для участия в упражнении в количестве 5-6 человек. Тренер объясняет условия упражнения: один из этой группы выслушивает информацию, затем передает ее другому человеку; задача участников упражнения передать информацию в наиболее полном объеме.
II. Тренер зачитывает информацию первому участнику упражнения, который передает ее следующему и так далее. Остальные участники тренинга отслеживают искажения в передаче информации.
III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:
¾ Произошло ли искажение информации и на каком этапе? Чем вызвано это искажение?
¾ Что, по мнению участников, необходимо было сделать для предотвращения искажения информации при ее передаче?
Упражнение 3. "Диалог"
I. Из числа участников тренинга выбирают двух человек. Тренер задает тему диалога и ставит задачу: уточнить позиции, интересы, чувства друг друга в ходе диалога.
II. Два человека ведут диалог, остальные участники тренинга отслеживают, каким образом выполняется поставленное задание.
III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:
¾ Что использовалось для уточнения позиций, интересов, чувств друг друга в ходе диалога?
¾ Можно ли было сделать диалог более продуктивным с точки зрения достижения поставленной тренером цели?
¾ Что Вы могли бы предложить для повышения эффективности коммуникации в диалоге?
Активное слушание