П 685 Традиционные христианские ценности и современный мир 5 страница

Предпоследний вопрос сформулирован следующим образом: «чем, по Вашему мнению, Томск отличается от других городов?». Подавляющее большинство опрошенных, а именно 48,9 % опрошенных считают, что Томск отличается большим количеством молодежи - студентов. Это город, где концентрируются молодые, умные и активные люди, достойные университеты и учебные заведения. Томск имеет высокий научный потенциал, широту интересов и перспективы во многих видах деятельности. Почти в два раза меньше респондентов (21,8 %) указали на культурно-исторические особенности города. Томск – город с богатой историей, традициями, особым менталитетом и культурным наследием. При этом подчеркивается уникальность архитектуры: в городе сохраняются старинные постройки и улочки, выпавшие из времени, вместе с этим наблюдается сочетание старинных и новых строений. Средний показатель (13,6 %) имеет представление об отличительной особенности Томска, связанной с умиротворенной, спокойной и уютной атмосферой города. С тем, что Томск отличают от других городов доброжелательные, интересные, воспитанные и коммуникабельные люди, согласились 6,1 % респондентов. Но не обошлось и без негативных характеристик: 2 % опрошенных считают, что Томск «славится» проблемами с транспортом и плохими дорогами. Затруднились ответить 7,5 % студентов. Можно заметить, что данный вопрос слегка дублируется с начальным вопросом, который расположен пятым по счету в анкете. Такое решение не случайно - это поможет нам получить наиболее точную информацию. И, действительно, ответы начального вопроса были подтверждены: представления об отличительных особенностях заняли те же позиции, что и ранее.

И, наконец, последний вопрос был задуман с самого начала как более творческий и свободный. Респондентам предоставлялась возможность предложить неформальный символ города Томска. Но, к сожалению, почти половина опрошенных людей (46,6 %) оставили данный вопрос без внимания или затруднились ответить. Возможно, это связано с тем, что вопрос был составлен весьма сложно для понимания и восприятия. Но, тем не менее, часть респондентов предложили свои варианты. Были представлены следующие символы: студент или символика студенчества (29,2 %) – зачетка, студенческий билет, шляпа выпускника, раскрытая книга. Также предложили лозунги: «Знание – сила», «Вместе мы – сила» (единство университетов), «Томск – кузница мозгов». По мнению того же большинства символами может выступать и научное изобретение университета. На втором месте (10,8 %) расположились символы в виде животных: белка, медведь (сила), полярная сова (мудрость), орел (господство). Некоторые студенты (9,2 %) предложили символы, связанные с историей или культурой Томска: 1604, крепость, герб, узоры, деревянное зодчество, памятники Чехову, Татьяне или памятник счастью. Неудивительно, что обозначились и символы, связанные с природно-климатическими особенностями города (4,2 %): сугроб, снежинка, тайга, река, дерево.

Подводя итог, можно сказать, что у иногородних студентов складывается весьма положительный, благоприятный образ Томска. В основном, преобладают мнения о Томске как о студенческом, университетском городе с высоким научным потенциалом и наличием возможностей и перспектив. При этом доминирует и представление, связанное с культурно-историческим наследием города. Для студентов немаловажное значение имеют памятники деревянной и каменной архитектуры: они связывают с ними определенные моменты своей жизни, надежды и возможности будущего, а также восхищаются их уникальностью и красотой. Такие визуальные символы как скульптурные памятники и исторические, современные фигуры создают или подкрепляют уже сложившийся образ Томска. Получается, что Томск представляет собой город, который сочетает старые и новые элементы: чувствуется веяние старины в архитектуре и молодость, жизненная энергия населения города. Исторические традиции выступают крепким фундаментом для создания будущего, связанного с творческим потенциалом молодого поколения. Таким образом, можно утверждать, что именно этой особенностью Томск отличается от остальных городов и, тем самым, привлекает внимание потенциальных жителей.

Университет как основной элемент функции презентации: исследование официальных
сайтов университетских городов мира

Краснопёров А.Ю., студент ТГУ

Университет[21] и университетский город – взаимосвязанные понятия. Первый является брендом последнего, выступает в качестве символа, вокруг которого выстраивается презентация. Такая взаимосвязь должна казаться очевидной, иначе теряет смысл апеллировать к статусу «университетский город». Однако часто можно обнаружить, что данная логика не прослеживается при создании информационных сообщений о городе, направленных потенциальным «покупателям места» (тому, кто, тем или иным образом вступая в контакт с местом, приносит для последнего материальную, статусную или иного рода выгоду). В частности, это справедливо в отношении ряда официальных сайтов городов, которые позиционируют себя как университетские.

Наблюдается два вида возможных ситуаций, когда университету и связанным с ним темам не уделяется должного внимания. Первый – когда информация отсутствует полностью. Из 76 исследуемых сайтов университетских городов по всему миру только 53 включают в свою структуру блок, в той или иной мере затрагивающий тему образования и науки (перечень городов и сайтов приведен в таблице 3). Второй вид подразумевает предоставление недостаточной информации или неудобство ее организации. Остановимся на этом подробнее.

Представляется, что с точки зрения двух критериев: информативность и доступность, следует обратить внимание на следующие характеристики информационного сообщения:

1. Место локализации на сайте.

2. Характер предоставляемой информации:

a. Описание университета (структура, история и т.п., исключая то, что относится к пункту «c»);

b. Описание роли, которую играет университет в городе и регионе;

c. Описание преимуществ и особенностей университета, раскрытие студенческих перспектив, предложения для бизнеса, научных сообществ и т.п. (все, что можно отнести к целенаправленным действиям по завоеванию рынка, повышению спроса на обучение, привлечению партнеров).

3. Объем информации.

Когда речь идет о сайте, как презентации города университетского, то, соответственно, ключевую информацию (о научно-образовательном блоке) необходимо разместить как можно ближе к получателю, сделать из нее основу презентации. Важно обратить внимание на две составляющие. Во-первых, роль, которую играет главная (домашняя) страница сайта (непосредственно содержит в себе нужную информацию, дает прямую ссылку для перехода (если так, то каким образом) или остается нейтральной, т.е. искомая информация включена в общую структуру). Во-вторых, количество шагов (действий), которые необходимо совершить пользователю, чтобы удовлетворить свой интерес, а также, уровень, на котором располагается информационный блок.

Исследование тех 53 сайтов, которые включают в себя блок об образовании, демонстрирует следующие результаты (см. таблицу 1).

В среднем, по результатам исследования 70,3 % сайтов на главной странице содержат прямую ссылку на информационный блок, относящийся к образованию. В большинстве это достигается за счет главного меню. Но лишь 55,8 % относят блок «образование» ко второму уровню. Чуть больше 40 % от всех сайтов поместили информацию от образовании на третий уровень, и кое-что было запрятано еще глубже, что говорит об отношении к такого рода информации как к второстепенной. Конечно, к разделу, в большинстве случаев, можно перейти всего за один клик, что достигается за счет автоматически раскрывающегося меню. Это, правда, говорит лишь об удобстве построения и функционирования меню. Но даже этот процент (64,2 %) остается крайне низким, если оценивать доступность информации по ее приоритетности.

Можно ли уже сейчас сделать вывод, что существующие ныне сайты не ориентированы на презентацию своих городов как университетских (точнее, не делают на этом акцент, делегируя эту задачу сайтам самих университетов)? Прежде обратимся к оставшимся критериям (пункт 2 вышеприведенной схемы).

Данные из таблицы 2 говорят о том, что более трети сайтов предпочитают давать внешние ссылки на специализированные сайты вместо того, чтобы содержать уже готовое информационное сообщение. Такой подход, безусловно, имеет свои достоинства.

Но в то же время, происходит разрыв цели и формы презентации (не раскрывается желаемый имидж города).

Таблица 1

Размещение информации об образовании на сайте университетского города

Роль главной страницы Количество шагов[22] Путь к блоку (количество уровней)[23]  
Содержит информацию об университете   0 %  
1 шаг – 64,2 % 2 шага – 30,2 % 3 шага – 3,8 % 4 шага – 1,9 % 1 уровень – 0 % 2 уровень – 55,8 % 3 уровень – 40,4 % 4 уровень – 3,8 %  
Ссылка включена в основное меню   64,7 %  
Баннерная ссылка 5,6 %     В среднем шагов– 1,4     В среднем уровней– 2,5  
Не содержит прямой ссылки 27,8 %  
Другое 1,9 %  

Таблица 2

Характеристика информации об университете на сайте университетского города

Характер информации Доля сайтов, соответствующих приведенным характеристикам, в %
Внешняя ссылка (без предоставления прямой информации об университете, за искл. названия, адреса и контактов) 35,9 %
Описание университета и общих данных о нем (п. 2a) 43,4 %
Описание роли университета (п. 2b) 15,1 %
Описание преимуществ и особенностей (п. 2c) 34 %
Нет информации об университете (но есть о среднем образовании и др.) 11,3 %

Возникает дилемма. Брать всю нагрузку на официальный сайт или оставить ее специализированным сайтам? Сайт университетского города не должен походить исключительно на сборник ссылок хотя бы потому, что не таковой является его цель. Но и составить конкуренцию специализированным сайтам он также не может (и не должен). Как результат, сайт города должен быть проводником, маркетологом, психологом, рекламщиком (в целом – специалистом по работе с общественностью). А точнее, такова роль тех, кто сайт создает и обслуживает его. Их задача – придумать такое сообщение, которое было бы информационно содержательным, интересным, кратким и универсальным одновременно. Это значит, что любой из потенциальных пользователей должен увидеть в нем то, что заставило бы его воспользоваться переходом по внешней ссылке, чтобы узнать что-то больше. Информация должна присутствовать. Но самая необходимая. Другими словами, информацию нужно уметь грамотно подавать. Возможный пример структурирования сообщения представлен рисунком 1.

П 685 Традиционные христианские ценности и современный мир 5 страница - student2.ru

Рис. 1 Пример информационного дерева для блока «образование» на сайте университетского города

Каким должно быть это сообщение? В одной из частей исследования проводился анализ потенциальных посетителей ресурса, полный перечень которых можно найти в работе «Маркетинг мест» [1. С. 207–208]. Среди них не только студенты и туристы, но также бизнес и инвесторы. В чем заинтересованы они? В первую очередь, в том, что может предложить университет этой категории «покупателей места». Им важно знать о возможностях университета, о том, какую выгоду можно получить от взаимодействия с ним. Другими словами, для этой и других категорий «покупателей места» важна информация, представленная пунктами 2b и 2c. Но именно этим пунктам уделяется наименьшее внимание, что говорит об отсутствии целевой информационной политики в большинстве городов.

Там же, где реализуются все три составляющие второй характеристики (таких сайтов 7), сообщение заключено в рамки краткого текста. Так, например, информация об университете на сайте Лейдена не превышает 200 слов в оригинале. Наибольший объем достигнут на сайте Грахамстауна – 517 слов. Это эффективный подход не только потому, что он построен на принципах рекламы, но еще и потому, что большие тексты в электронном варианте утомительны для чтения и вызывают отторжение у пользователей. Но если без больших текстов обойтись по тем или иным причинам нельзя, то, по крайней мере, нужно привлечь пользователя к чтению, убедить его в том, что он не зря потратит свое время и усилия, читая большие объемы информации. Если это удастся успешно воплотить в жизнь, то можно обойтись и без внешних ссылок, оставив их как контекстную рекламу. Пользователю будет удобнее получить все и сразу. Для этого большую часть информации можно скрывать, чтобы она не бросалась в глаза. Например, для этого как нельзя лучше сойдут спойлеры[24], разделенные по тематике или отдельным вопросам. Тогда пользователю не нужно будет читать весь текст, если ему нужна конкретная информация. Существует также множество профессиональных методов и правил, с помощью которых конструируется содержательная основа сообщения, но подробное их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Итак, несмотря на то, что ресурсы Интернет-пространства используются большинством рассматриваемых городов даже в большей степени, чем это свойственно российским муниципалитетам, функция презентации здесь практические не реализована.

Субъективное восприятие города многомерно: как пишет Линч (специалист по проблемам теории зрительного восприятия города), город – это пространство, которое можно воспринимать не только органами чувств, но и на уровне абстракций и воображения, и даже темпорально [2]. Зиммель (немецкий философ и социолог) понимал городское пространство как совокупность символических точек, насыщенных определенными социальными смыслами: религиозными, властными, развлекательными, торговыми [3]. Их главная функция – превратить нейтральную географию территории в обжитое, социально осмысленное пространство города. Когда сайт структурируется так, чтобы представить все возможные стороны городской жизни, то информация размывается, становится пассивной в отношении пользователя. Ведь такое простое деление можно применить к любому городу. Сайт позволяет добиться лучшего результата, если выстроить коммуникационные каналы в порядке приоритетности для «покупателя места» и для «продавца». Это один из тех случаев, когда ментальные карты поддаются искусственной коррекции (без искажения реального положения вещей!) [4. С. 59].

Выстраивание структуры сайта вокруг университета способствует успешной реализации функции презентации, не лишая возможности сохранить привычную структуру по сферам жизнедеятельности. Тем самым, устраняется ошибка, присущая большинству исследуемых городов – лишь немногие из них создают впечатление, что город претендует на статус университетского (обычно, такую информацию пользователь получает, только если целенаправленно заходит в блок образования). Стратегия целенаправленной презентации открывает пользователю особенность города и уникальный продукт, который тот может предложить «покупателю места», будь он студентом, туристом, представителем бизнеса или кем-либо еще. И уже после этого предлагается узнать о городе подробнее. Справедливо пишет А.И. Щербинин со ссылкой на Е.В. Сабурову: «Университеты способны принести популярность городу, региону, могут легко способствовать развитию имиджа места, но только в том случае, если разработана программа совместного маркетингового развития, если город и университет существуют как единое целое и поддерживают возможности друг друга» [5. С. 47]. Такой подход представляется целерациональным тем более, если учесть возрастающее количество городов, желающих позиционировать себя университетскими, а также возможность занять определенную нишу на пока еще относительно свободном (по отношению к числу претендентов) информационном рынке мирового высшего образования и услуг наукоемкого сектора экономики и культуры.

Таблица 3

Перечень исследуемых университетских городов и их официальных сайтов

№п/п Город (страна) Адрес сайта
Алькала-де-Энарес (Испания) http://www.ayto-alcaladehenares.es
Армидейл (Австралия) http://www.armidale.nsw.gov.au
Белфаст (Великобритания) http://www.belfastcity.gov.uk
Блумингтон (США) http://bloomington.in.gov
Блумфонтейн (ЮАР) http://www.bloemfontein.co.za
Болонья (Италия) http://www.comune.bologna.it
Вагенинген (Нидерланды) http://www.wageningen.nl
Виго (Испания) http://hoxe.vigo.org
Гёттинген (Германия) http://www.goettingen.de
Грайфсвальд (Германия) http://www.greifswald.de/en.html
Грахамстаун (ЮАР) http://www.grahamstown.co.za
Гронинген (Нидерланды) http://portal.groningen.nl
Данбери (США) http://www.danbury-ct.gov
Делфт (Нидерланды) http://www.gemeentedelft.info
Йена (Германия) http://www.jena.de
Кентербери (Великобритания) http://www.canterbury.gov.uk
Кингстон-апон-Халл (Великобритания) http://www.hullcc.gov.uk
Коимбра (Португалия) http://www.cm-coimbra.pt
Констанц (Германия) http://www.konstanz.de
Крагуевац (Сербия) http://www.kragujevac.rs
Лёвен (Бельгия) http://www.leuven.be
Лейден (Нидерланды) http://portal.leiden.nl
Лидс (Великобритания) http://www.leedsliveitloveit.com
Лимерик (Ирландия) http://www.limerickcity.ie
Лувен-ла-Нёв (Бельгия) http://www.olln.be
Лунд (Швеция) http://www.lund.se
Маастрихт (Нидерланды) http://www.maastricht.nl
Магдебург (Германия) http://www.magdeburg.de
Марбург (Германия) http://www.marburg.de
Мидлсбро (Великобритания) http://www.middlesbrough.gov.uk
Монпелье (Франция) http://www.montpellier.fr
Мюнстер (Германия) http://www.muenster.de
Неймеген (Нидерланды) http://www.nijmegen.nl
Ноттингем (Великобритания) http://www.nottinghamcity.gov.uk
Овьедо (Испания) http://www.oviedo.es
Оксфорд (Великобритания) http://www.oxford.gov.uk
Онеонта (США) http://www.oneonta.ny.us
Падуя (Италия) http://www.padovanet.it/index.jsp
Палмерстон-Норт (Новая Зеландия) http://www.pncc.govt.nz
Памплона (Испания) http://www.pamplona.net
Рэдфорд (США) http://www.radford.va.us
Саламанка (Испания) http://www.aytosalamanca.es
Сидар-Фолс (США) http://www.ci.cedar-falls.ia.us
Тарту (Эстония) http://www.tartu.ee
Тюбинген (Германия) http://www.tuebingen.de
Умео (Швеция) http://www.umea.se
Упсала (Швеция) http://www.uppsala.se
Утрехт (Нидерланды) http://www.utrecht.nl
Фарго (США) http://www.cityoffargo.com
Фрайбург в Брайсгау (Германия) http://www.freiburg.de/index.html
Хайдельберг (Германия) http://www.heidelberg.de
Цукуба (Япония) http://www.city.tsukuba.ibaraki.jp
Чидамбарам (Индия) http://www.chidambaram.net

Литература

1. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Пер. Марии Аккая. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, – 2005. – 76 с.

2. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычев. М.: Стройиздат, – 1982. – 328 с.

3. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3–4. – С. 23–34.

4. Краснопёров А.Ю. Влияние официального сайта на восприятие города // Православное наследие как источник духовного и общественного развития России. Материалы XXII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, – 2013. – С. 57–59.

5. Щербинин А.И. Визуальная политика позиционирования университетского города // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. №3(19). – С. 46–58.

Роль купеческого сословия и
благотворительности в становлении и
развитии Томска

Булгакова О.В., к.филол.н.

В дореволюционной России купечество было четко вписано в национальную картину мира, оно являлось одним из сословий, оказывающих существенное влияние на процессы экономической, социальной и культурной жизни. В связи с этим вспоминаются начинания таких известных в России купеческих фамилий, как Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы.

Благотворительность и меценатство были прерогативой наиболее обеспеченных слоев общества, которые могли позволить себе тратить значительные средства на решение острых социальных проблем, а также продвижение образовательных проектов и поддержку искусства. Традиции купечества, благотворительности и меценатства наиболее полно воплотились именно во второй половине 19-го и дореволюционных годах 20-го века. Это связано с тем, что реформы Александра II по-иному определили социальный и экономический статус купца.

Указы от 1 января 1863 года до 9 февраля 1865 года «Положения о пошлинах на право торговли и других промыслов» иначе, чем прежде, определяли права и обязанности купеческого сословия, порядок льгот и налогообложения. Согласно этим документам, все виды торговых и промышленных операций делились на три основных группы – оптовую, розничную и мелочную торговлю. Купеческие свидетельства выдавались следующим образом: оптовый торг – первая гильдия, розничный торг – вторая и мелочная торговля – третья гильдия. Помимо гильдейских билетов купцы должны были выкупать и билеты на каждое торговое или промышленное заведение. Как отмечает В.П. Бойко, «купцы, как и прежде, наделялись широкими правами на различные торговые операции, содержание фабрик и заводов, на разного рода поставки, подряды и откупа. Нововведения упорядочили систему отношений между купцами и государством» [1. С. 27] .

В 1896-ом году в Томске проживало 829 членов купеческих семей при общей численности населения города 50 023 человека. Получается, что купеческое сословие было не таким многочисленным, тем более значимым является формирование традиций благотворительности, вклад купечества в развитие и становление Томска.

Следует отметить, что в тот период для наиболее состоятельных купцов были характерны два типа самопозиционирования. Первый можно образно назвать «головокружением от успехов». Суть его можно описать следующим образом: нувориш погружается в пучину безумной роскоши и расточительности, им приобретаются дорогостоящие предметы интерьера, являющие собой не образчик вкуса, а скорее китч, ведется неупорядоченный образ жизни, приобщиться к которому может весьма обширный круг знакомых и друзей. Наиболее известным образчиком такого поведения являлся Ф.А. Горохов.

Другой тип: с помощью благотворительности вписать не только свое имя, но и потомков в историю города, в реальности продемонстрировать свою силу и влияние в решение значимых проблем.

Благотворительная деятельность развивалась в нескольких направлениях. Первое направление: это благотворительность, цель которой – ликвидация последствий стихийных бедствий или ЧС (помощь пострадавшим от пожара или наводнения). Например, в 1882-ом году в Томске – в Заозерье и на Песках – случился большой пожар, уничтоживший много жилых домов. Томскими купцами были пожертвованы довольно крупные суммы. Не обошли они своей помощью и жителей Красноярска, Кузнецка, пострадавших от пожаров. При этом информация обо всех пожертвованиях – от значительных до самых мелких – была публичной.

Второе направление: благотворительность, связанная с решением серьезных социальных задач и улучшением городской инфраструктуры: устроение образовательных учреждений, воспитание сирот и презрение престарелых, возведение культурно-досуговых сооружений.

Одной из традиций томских купеческих семей являлось оказание помощи детским приютам. В 1844-ом году золотопромышленником А. Поповым был основан Мариинский детский приют, затем заботу о его попечении взяла на себя супруга И.Д. Асташева, с 1875 года – чета Цибульских. Ими на нужды приюта было пожертвовано более ста сорока тысяч рублей. В 1874 братья Королевы открыли приют, в котором содержались мальчики.

Супруги Пушниковы создали Мариинский сиропитательный приют и пожертвовали для него свой дом. Это учреждение было предназначено исключительно для младенцев-подкидышей. Свой (разный по степени значимости) вклад в это благое дело внесли такие томские купцы, как С.С. Валгусов, А.Н. Пастухов, Я.И. Акулов и И.М. Некрасов. Томские купцы – А.Н. Пастухов, Н.Н. Вяткин и Ф.Х. Пушников оказывали значительную помощь Владимирскому детскому приюту, существовавшему при тюремном комитете. Купцы С.П. Петров и П.В. Михайлов взяли на себя его содержание и на собственные средства возвели для приюта новое здание.

На средства П.В. Михайлова в 20-ом веке была построено здание городской больницы, им внесен значимый вклад в целый ряд проектов, связанных со здравоохранением и просвещением. Согласно решению городской думы, портрет купца повесили в здании думы, тем самым особенным образом отметив его заслуги перед Томском.

Именно купеческое сословие выступило инициатором создания ремесленного и коммерческого училищ. Наиболее весомый вклад в организацию ремесленного училища внесли супруги Королевы, позже само училище будет именоваться Королевским. Что касается появления в Томске коммерческого училища, этому предшествует решение купеческого собрания о сборе с каждого выбранного в городе купца первой гильдии 15 рублей, а второй гильдии – 6 рублей в год в фонд создания этого учебного заведения.

Как известно, на средства Е.И. Королева был построен первый в нашем городе театр, а С.С. Валгусов сделал крупное пожертвование на возведение в Томске бесплатной библиотеки.

Стоит отметить еще два интересных начинания. А.М. Сибиряков пожертвовал десять тысяч рублей: раз в три года проценты с этой суммы должны были выплачиваться в качестве премии тому, кто напишет лучшее историческое сочинение о Сибири. Томские купцы поддерживали своими пожертвованиями «Общество содействия физическому развитию», созданное в конце 19 века.

Особое внимание следует уделить культурно-просветительской деятельности П.И. Макушина. Благодаря его деятельности, основано первое в Томске печатное издание, открыт первый в Сибири книжный магазин, организована выездная книжная торговля по деревням, приносившая не доход, а значительные убытки. В типографии П.И. Макушина издаются книги томских ученых, а также издания, посвященные сибирской тематике. Будучи гласным городской думы, он добился увеличения городского бюджета на нужды народного образования: как следствие – кратно ( с 1 до 17) возросло число училищ для мальчиков. Петр Иванович стоял у истоков создания «Общества попечения о начальном образовании в г. Томске», девизом которого являлось: «ни одного не грамотного». Одним из значимых начинаний Общества стало учреждение народной бесплатной библиотеки. На личные средства П.И. Макушина был построен так называемый «Дом науки», в стенах которого должен был расположиться Народный университет. Петр Иванович Макушин вписал свою особую страницу в историю сибирской благотворительности и имеет полное право именоваться меценатом.

Наши рекомендации