Результативность комплексного логокоррекционного воздействия с использованием кинезотерапии
Знание неврологических основ логопедии, несомненно, помогло нам осмысленно квалифицировать речевой дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что и обеспечило личностно-ориентированный подход при коррекции речи.
Главное назначение составленной таблицы — дать перечень опорных признаков, полезных как для целей дифференциальной диагностики, так и для решения вопросов прогноза речевого развития ребенка.
Таблица. Специфика комплексного логокоррекционного воздействия
Некуленкова Аня, 4 года, 5 месяцев ФФНречи, псевдобульбарная дизартрия Патогенез. Клинические проявления. Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертония мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи двухсторонние. Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (У, О) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. Соматически ослабленная девочка. Старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц, и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности. Поведение неровное, часты смены настроения. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Маловыразительная мимика. Недостаточный контроль за положением рта: в покое рот приоткрыт. |
Формирование силы, высоты, управляемости голоса в речи |
Психотерапевтические беседы — занятия с родителями для создания эмоционально положительного настроения по вызыванию, тренировке голосовых функций. Массаж, пассивная гимнастика мышц шеи, плечевого пояса, туловища. Активизация голосовых модуляций. Тренировка слухового внимания на просодических элементах речи. |
Формирование артикуляционного праксиса |
Уточнение артикуляционного праксиса имеющихся звуков в речи, но произносимых искаженно. Звуки автоматизируются с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной. |
Формирование фонематико-морфологического анализа и обобщений |
Упражнения: — на восприятие фонематического состава слов, слогов. — по звуко-буквенному анализу по системе Г. А. Каше. — по фонолого-семантическому изменению слов. — по морфолого-грамматическому изменению слов. |
Медицинское воздействие |
Все приемы массажа и гимнастики проводятся на фоне медикаментозного физиотерапевтического лечения, которое назначает врач. Логопедический массаж для активации лицевой язычной мускулатуры. |
Динамика устранения недостатков произношения |
Изменение техники произносительной стороны речи. Основные цели: — вызвать потребность сделать речь разборчивее и выразительнее для окружающих; — обратить внимание на функциональную обратимость дефектов речевой моторики. |
Щавлева Ульяна, 5 лет 2 месяца ФФНречи, функциональная дислалия |
Патогенез. Клинические проявления. Соматически ослабленная девочка. Органического поражения головного мозга нет. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает звукопроизносительная сторона речи. Прогноз благоприятный. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. Речевая активность повышена. К своему дефекту критична. В контакт вступает легко. Поведение адекватное. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме. Занимается с желанием. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее. Все произвольные движения языка выполняет в полном объеме и темпе. Мягкое нёбо расположено по средней линии. При кашле, на твердой атаке активно сокращается. |
Формирование артикуляционного праксиса |
Отработка звуков с учетом минимальной смены артикуляции и укладов, что дает эффективные результаты. |
Формирование фонематико-морфологического анализа и обобщений |
Точность в воспроизводстве определенных фонем речи. Точность фонематического различия в дифференцировке нужных пар фонем в своей и чужой речи. Выработка точности необходимых артикуляционных позиций, дифференциация звуков в слогах со стечением согласных. |
Медицинское воздействие |
Физиотерапия. Витаминотерапия для общего укрепления организма по назначению врача. Массаж для активации лицевой и язычной мускулатуры. |
Королева Лена, 5 лет. ФФНречи, открытая ринолалия (послеоперационный период) |
Патогенез. Клинические проявления. Соматически ослабленная девочка. Органического поражения головного мозга нет. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены (Б® П, Д® Т, В® Ф, Г® К, и др.) Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Особенно гнусавы гласные заднего ряда (У, О). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э. Артикуляция согласных упрощена, смычные заменяются щелевыми (П® Ф, Т® С). Речь замедлена, неплавна, монотонна, резко утомляет больную. Мягкое нёбо паретично настолько, что нёбно-глоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность. Дыхание слабое, поверхностное. Выдох ослаблен. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот в покое постоянно открыт. |
Формирование силы, Высоты, управляемости голоса в речи |
Приемы массажа органично сочетаются со специальной дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонологоритмикой. В конце процедуры массажа проводим прием озвученного подъема нёбной занавески. Указательным пальцем поднимаем нёбную занавеску в момент произнесения ребенком звуков (А, Э), способствуя активизации небно-глоточного замыкания. |
Кинезотерапия |
Массаж органов артикуляции. При планировании приемов массажа твердого нёба, небной занавески, мягкого нёба необходима консультация лечащего врача — ортодонта и челюстно-лицевого хирурга. Цель массажа неба — улучшить крово- и лимфообращение в тканях нёба, активизировать мышечную подвижность мягкого нёба. |
Хочется отметить, что залогом нашего успеха явилась преемственность в логокоррекционной работе с родителями и другими взрослыми, значимыми в жизни ребенка. Поэтому одной из основных наших задач стало просвещение родителей в области речевого развития ребенка, знакомство с его резервными возможностями, зоной его ближайшего развития.
Известно, что эффект специальных коррекционных занятий сам по себе еще не гарантирует переноса достижений в повседневную жизнь ребенка. Поэтому и явилось важным компонентом в наших исследованиях привлечение родителей к этой работе. Необходимо было повысить их педагогическую грамотность, компетентность в вопросах коррекции речевых нарушений, информированность взрослых об особенностях развития ребенка, о структуре его речевого дефекта, его этиологии, о вероятном прогнозе, что и делало нашу работу более осознанной, результативной. Не скроем, что на этом этапе работы нам было не легко. Очень часто родители ориентировались на верхние пределы, на сверхдостижения без учета индивидуальных возможностей своего ребенка. Для коррекции ничем не обоснованных родительских амбиций мы были вынуждены, исходя из результатов комплексного обследования ребенка, подробно объяснять и тщательно обосновывать оптимальные достижения ребенка, то есть дать прогноз речевого развития.
Необходимым было предупредить родителей о возможных трудностях, осложнениях в работе с их ребенком и привлечь их к разработке системы конкретных логокоррекционных мероприятий.
Такая профилактическая работа помогла нам в дальнейшем не только формировать у родителей адекватное отношение к поведению ребенка (с учетом его возрастных особенностей и определенной ограниченности его актуальных возможностей), но и создать новые, оптимальные, более благоприятные условия для его развития, в том числе и речевого.
Тем самым вместе мы помогали тому или иному ребенку преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности. Конечно, этому способствовали наша доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей.