Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений

Задание 1. Ответить на вопросы по картинкам:

- Кто несет ведро?

- Кто везет сани?

- Кто вяжет кофту?

- Кто шьет юбку?

- Кто строит башню?

- Кто чинит машину?

Задание 2. Игра «А у вас?»

Педагог: «У меня корзина с яблоками. А у вас?»

Дети: И у нас корзина с яблоками.

- У меня ваза с цветами. А у тебя?

- У меня ваза с цветами.

Задание 3. «Что нужно». Ответы на вопросы.

- Чем ты играешь? (Я играю кубиками)

- Чем ты рисуешь?

- Чем ты моешь руки? И т. п.

Задание 4. Закончить предложения.

- Конь бегает как?

- А черепаха ползает как?

- Собака лает как?

- А мышка пищит как?

Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения

Задание Г. «Передай другому». Дети в кругу. Взрос­лый начинает игру.

- Я даю ключ Тане.

- Таня: Я даю ключ Васе.

- Вася: Я даю ключ Ане.

Задание 2. Инсценировка потешки.

Белка. На тележке я стою

И орешки продаю,

Подходи, не зевай,

Только имя называй.

- Кому в платок?

Лисичке -сестричке.

- Кому в зобок?

Воробью, синичке.

- Кому в кузовок?

Мишке косолапому.

- Кому в лапочку?

Заиньке усатому.

Задание 3. Подобрать и изменить слово (опора на кар­тинку).

Картинки:

вилка лейка воротник суп

крючок нитка карандаш палки

одеяло полотенце молоко блюдце

Слова:

а) вытираться, есть, поливать, вязать, резать, укры­ваться;

б) тарелка с ..., пальто с ..., лыжи с ..., коробка с ,.., бутылка с ..., чашка с ....

Игры: «Кому что?», «Чьи это вещи?», «Где что нахо­дится?», «Где хранят вещи?», «Кто где живет?», «Для кого подарки?».

Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов

Задание 1. «Как растут слова?»

вода водичка водяной

лес лесок лесной

хлеб хлебушек хлебный

звон звонок звонкий

снег снежок снежный

гриб грибочек грибной

Задание 2. «Большой - маленький»

У кого рука? У кого ручища?

У кого зубы? У кого зубищи?

Где дом? Где домик? Где домище?

Задание 3. Назовите детенышей.

- У курицы цыпленок.

- У мишки медвежонок.

- У собаки щенок.

Задание 4. Закончи предложение названием детеныша.

- У лисы родились ...

- У ежика появились ...

- У белки маленькие ...

Задание 5. «Из чего?» «Какой?»

Стакан из стекла. Какой стакан?

Сумка из кожи. Какая сумка?

Блузка из ситца. Какая блузка.

Задание 6. «У меня и у куклы».

Закончить предложение по образцу:

- У меня лицо, а у Кати? Личико.

- У меня рука, а у Кати? Ручки.

- У меня ноги, а у Кати? Ножки.

Задание 7. «Что? Где?»

Это хлеб. Где хранится хлеб?

В хлебнице.

Это сахар. Где хранится сахар?

В сахарнице.

Это конфеты. Где хранятся конфеты?

В конфетнице.

Задание 8. Работа с приставочными глаголами.

Практическое освоение слогоритмической структуры двусложных и трехсложных слов

Задание 1. Повторение слогов в потешках .

Ду-ду

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую!

Ду - ду - ду да ду - ду -ду,

Я по улице иду.

Задание 2. Произнесение слогов в указанном ритме.

Дада - дада дадада - да и т. п.

Задание 3. Произнесение слога столько раз, сколько ус­лышат ударов.

Задание 4. Отраженное произнесение слоговых рядов.

ма - ма - ма

да - да та - та - та

ДУ - ДУ - ДУ на - на

Задание 5.Сохранение ударного слога в словах типа:

а) няня, Ляля;

б) Аня, Коля, Маня;

в) ухо, каша, шуба;

г) коза, лицо, лиса;

д) малина, собака;

е) ягода, кубики;

ж) голова, сапоги.

Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений

Задачи:

- освоение порядка слов в простом предложении;

- распространение простых нераспространенных пред­ложений дополнениями;

- распространение простых нераспространенных пред­ложений определениями;

- распространение простых нераспространенных пред­ложений обстоятельствами;

- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, оп­ределениями);

- употребление повествовательных и вопросительных предложений.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на IV этапе.

Наши рекомендации