Психологическая диагностика.
Познакомьтесь с анкетой, которая предназначена для определения школьной мотивации учащихся. (См. Приложение 1) Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника. Дайте оценку уровню школьной мотивации. Спрогнозируйте возможное влияние выявленного уровня мотивации на успешность учебной деятельности.
Анализ психологических текстов
Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.М.Иовчук «Психопатологические факторы школьной дезадаптации» (ж-л «Псіхалогія», № 2, 2004, с.15 – 19). Проведите следующие линии анализа:
- выделите факторы школьной дезадаптации;
- определите возрастной аспект школьной дезадаптатации;
- соотнесите проблему школьной дезадаптатации с успеваеостью учащихся;
- спрогнозируйте эффективность применения основных принципов работы с дезадапрированными детьми при организации их учебной деятельности.
Тематика рефератов
v Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
v Учение как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
v Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при построении учебной деятельности.
v Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности школьников.
v Причины неуспеваемости школьников.
Тема 4.4. Психология педагогической деятельности и личности учителя.
Литература 1, 3 – 5, 10- 12, 15 – 19, 20, 23 – 26, 42 – 44
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
3. Особенности восприятия и понимания учителем личности ученика. Восприятие и понимание учителя учащимися.
4. Психологические требования к личности учителя.
5. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога.
Требования к компетентности
· Знать понятие «педагогическая деятельность»;
· Уметь анализировать структуру педагогической деятельности;
· Уметь определять индивидуальный стиль педагогической деятельности;
· Уметь анализировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся;
· Знать психологические требования к личности учителя, его профессионально значимые качества, уметь анализировать общие и специальные способности педагога.
Тестовый контроль
1. Педагогическая деятельность относится к следующему типу профессий (Е.А. Климов):
а) человек - техника;
б) человек - знаковая система;
в) человек - человек;
г) человек - художественный образ.
2.Педагогическая деятельность это:
а) деятельность педагога, обучающего и воспитывающего непосредственно;
б) деятельность методиста по построению учебных действий и средств;
в) деятельность методиста по построению учебных программ;
г) сложно организованная система различных видов деятельности.
3.Индивидуальный стиль деятельности педагога - это:
а) индивидуально-психологические особенности педагога;
б) учет в работе индивидуально-психологических особенностей учащихся;
в) определенный стиль педагогического общения:
г) использование педагогом средств педагогического воздействия и форм поведения в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.
4.Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируется в процессе:
а) учебно-профессиональной деятельности;
б) профессиональной педагогической деятельности;
в) совершенствования педагогического мастерства;
г) повышения квалификации.
5. Важными составляющими стиля педагогического общения являются:
а) индивидуально-психологические особенности учителя;
б) социально-психологические особенности детских групп;
в) коммуникативные способности педагога;
г) особенности взаимодействия педагога и обучающихся
6. К профессионально значимым качествам педагога относят:
а) широкая эрудиция;
б) профессиональное знание методов обучения и воспитания;
в) эмоциональная привлекательность;
г) веселый нрав.
7.К личностным качествам педагога относят;
а) любовь к детям;
б) эмпатийность;
в) уровень общей культуры и нравственности;
г) владение специальными знаниями по преподаваемому предмету.
8.Качества педагога, обусловленные современными требованиями:
а) деловитость;
б) предприимчивость;
в) расчетливость;
г) неверных ответов нет.
9. В сложных педагогических ситуациях наиболее важным является:
а) педагогические импровизации;
б) саморегуляция педагога;
в) педагогический такт;
г) любовь к детям.
10.Умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога относятся к способностям:
а) дидактическим;
б) перцептивным;
в) коммуникативным;
г)организаторским.