Методические указания для студентов по усвоению дисциплины (модуля)
Для продуктивного изучения дисциплины желательным является предварительное знакомство студента с основами философии, естествознания, волновых явлений и электроники.
Преподавание дисциплины базируется на использовании лекций и практических занятий. Основная цель практических занятий – углубленное изучение проблем, затронутых в лекционном курсе, и отработка навыков в применении изучаемых методов оценки текущего состояния и прогнозов инновационной деятельности.
Помимо аудиторных занятий предусматривается значительный объем самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям, а также курсовых работ.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие её виды:
· изучение понятийного аппарата дисциплины;
· работа над основной и дополнительной литературой;
· работа над периодическими и имеющимися на кафедре или в библиотеке аналитическими материалами;
· изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
· самоподготовка к семинарским и другим видам занятий;
· самостоятельная работа студента при подготовке к зачету;
· подготовка домашних заданий, контрольных работ и написание рефератов;
· самостоятельная работа студента в библиотеке;
· изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
· изучение электронных учебных материалов (электронных учебников и т.д.);
· консультации у преподавателя дисциплины.
Изучение понятийного аппарата дисциплины.
Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану.
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной управленческой деятельности.
Работа над основной и дополнительной литературой.
Учебная литература подразделяется на учебники (общего назначения, специализированные), учебные пособия (конспекты лекцийхрестоматии, пособия по курсовому и дипломному проектированию, учебные словари) и учебно-методические материалы (документы, тексты лекций, задания на семинары дидактические материалы преподавателю для учебных занятий по дисциплине и др.).
Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных в учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных сведений.
Большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность получения информации путем изучения в издании: заглавия; фамилии автора; наименования издательства (или учреждения, выпустившего книгу); времени издания; количества изданий (первое, второе и т.д.); аннотации; оглавления; введения или предисловия; справочно-библиографического аппарата (списка литературы, указателей, приложений и т.д.), первых предложений абзацев и иллюстративного материала в представляющих интерес главах. При наличии достаточного времени вызвавшие интерес главы изучаются более внимательно с пометками необходимых материалов закладками. При необходимости сведения могут быть выписаны или ксерокопированы.
Для накопления информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. Подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания выпускной работы на последнем курсе.
Самоподготовка к практическим занятиям.
На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1. ознакомиться с соответствующей темой семинарского занятия;
2. осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
3. изучить лекционный материал и рекомендованную литературу;
4. подготовить при необходимости краткое выступление по каждому из обсуждаемых вопросов.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных управленческих понятий, анализа фактического материала.
При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень заинтересованности аудитории к сообщению студента.
Выступление с докладом рекомендуется строить по следующей схеме:
· мотивационная часть;
· аналитико-синтетическая часть;
· исполнительная часть.
Реализация исполнительной части требует знание ответа на вопросы, во-первых, «как начать выступление?».
Начиная выступление, можно завоевать внимание следующими способами.
1. Задать проблемный или оригинальный вопрос.
2. Начать с интересной цитаты по теме выступления.
3. Привести конкретный пример из жизни.
4. Образно сравнить предмет выступления с конкретным явлением.
После неординарного начала доклада следует обоснование темы, ее актуальности, а также научного положения. При этом заинтересовать слушателей в ходе основной части выступления можно: изложив необычные факты, рассказав то, что непосредственно касается всех слушателей доклада. При этом следует быть конкретным и определенным, использовать образные сравнения.
Окончание выступления необходимо тщательно продумать, составив несколько вариантов его завершения. Так, заканчивая выступление, нужно либо кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в докладе; или процитировать что-либо по теме доклада; или создать кульминацию. Оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой. Для выбора наиболее подходящего варианта следует подготовить концовки-резюме к материалам доклада. Резюмирование – это подведение итогов. Резюмирующая фраза – это речь говорящего в «свернутом» виде, ее главная идея. Форма приведения резюме может быть следующая: 1) Таким образом,…;2) Итак, можно утверждать…; 3) Основная идея, следовательно, сводится к следующему…; 4) Подытожим сказанное…
Типичные ошибки при выступлении:
· злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
· наличие слов-паразитов («вот», «значит», так сказать» и т.д.);
· чрезмерная громкость голоса (слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь);
· построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15 (такие фразы не воспринимаются);
· монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада и т.д.
Большое значение для успеха доклада имеет разумная строгость изложения в сочетании с доступностью его материала аудитории. Не нужно обременять доклад излишними подробностями и углубляться в дебри математических выкладок, формулируйте яснее исходные позиции, суть исследования и конкретные выводы. Студенты – ваши коллеги, заинтересовавшиеся деталями исследования, всегда имеют возможность выяснить их в вопросах после сообщения. Помните, что вы делаете сообщение не для преподавателя, а для ваших товарищей по группе.
Самостоятельная работа студента в библиотеке.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом университета.
Эта работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня студентов как очной, так и заочной формы обучения; в том числе:
а) получение книг для подробного изучения в течении семестра на научном абонементе;
б) изучение книг, журналов, газет – в читальном зале;
в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;
г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки университета.
При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы студентов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации – учебные пособия для ВУЗов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку студента выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации.
Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Одним из методов организации самостоятельной работы является создание электронно-обучающих порталов.