Общая характеристика курса. Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23

Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________2013 г.   Директор ______________ (Тоболкина И..С.)  
 

Образовательная программа

Внеурочной деятельности

«Курс настоящего первоклассника»

Социальное направление

Возраст обучающихся – 1 класс

Срок реализации – 1 год

Преподаватель: Новикова Т.В.

Ярославль

Уч. год

Пояснительная записка

Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни. Психологи отмечают, что дети шести-семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В период адаптации к школе ребёнок входит в новый, довольно продолжительный этап своей жизни; приобретает новую социальную роль, новые ежедневные обязанности, новые правила и нормы поведения; новый коллектив сверстников и взрослых; новое отношение окружающих к его успехам и неудачам. Проблема адаптации занимает значимое место в различных психолого-педагогических исследованиях, посвящённых готовности ребёнка к школе и обучению первоклассников. Актуальность проблемы адаптации ребёнка к школе в современных условиях резко возросла в связи с изменением социокультурной ситуации в России и полосой кризисных явлений в глобальном мире. При сохранении методологических подходов к решению задач адаптации, разработанные научным сообществом в предшествующие годы, практико-ориентированные меры оказываются не эффективными в связи с серьёзными эволюционными изменениями старших дошкольников и младших школьников. Поступление ребёнка в школу представляет собой период выраженной физиологической и социальной адаптации, эффективность которой зависит от того, насколько адекватно ребёнок воспринимает себя и свои социальные связи, в какой степени его организм реагирует на условия новой среды. Первоклассник, начиная своё обучение, поставлен в новые, незнакомые и во многом стрессовые условия, которые он не в состоянии изменить или скорректировать. Формы и методы работы в школе в рамках предшкольного и начального образования требуют глубокого переосмысления в свете поиска путей разрешения адаптационных проблем в современных условиях.

В рамках реализации ФГОС НОО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Программа «Курс настоящего первоклассника» направлена на поиск путей успешной адаптации первоклассников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов двух уровней:

первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Цель программы:

развитие личности обучающегося через личностную (социальную) адаптацию, связанную с принятием ребёнком новой роли школьника на основе освоения универсальных учебных действий.

Задачи программы

· формирование позитивного отношения детей к школе;

· формирование учебной мотивации, желания учиться, предпосылок учебной деятельности;

· создание развивающей сенсорно обогащённой среды;

· создание комфортной атмосферы для общения в классе;

· формирование у педагога демократического стиля педагогического общения

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Курс настоящего первоклассника» разработана для организации занятий с обучающимися 1-х классов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Программа «Курс настоящего первоклассника» представляет собой интерактивное включение обучающихся в школьную среду, через внеурочное знакомство первоклассников с основными зонами их жизнедеятельности в пространстве образовательного учреждения таких, как школа, класс, рабочее место, перемена, школьная столовая и спортивный зал; вне образовательного учреждения - дорога в школу. Каждая из этих зон в рамках программы представляет собой занятие или ряд занятий внеурочной деятельности, позволяющих обучающимся через сенсорные, эмоциональные сферы и двигательную активность формировать позитивное отношение к школе, повышать самооценку ребёнка, веру в свои силы, развивать познавательный интерес, активность, самостоятельность, что способствует успешной личностной (социальной) адаптации первоклассника.

Отличительной особенностью программы является её адаптированность к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Основное содержание программы направлено на развитие личности обучающегося через личностную (социальную) адаптацию, связанную с принятием ребёнком новой роли школьника на основе освоения универсальных учебных действий, преемственности с дошкольными видами деятельности и развития интереса к различным видам деятельности, разнообразия организационных форм и обогащения форм взаимодействия со сверстниками, родителями, учителями и другими взрослыми в образовательной деятельности.

Программа рассчитана на 33 часа, из которых 7 часов отведено на аудиторные занятия, 14 часов предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников (внеаудиторные занятия).

Наши рекомендации