Тестовые задания для диагностики состояния моторики палцев доминантной руки

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки

Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.

2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.

3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 56 раз).

Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения этого теста, а также других тестов, представленных ниже, при желании заносятся в таблицу по обследованию моторики пальцев ведущей руки, схема которой дана в Приложении 3.

Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь» (А.Р. Лурия)

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак — ребро — ладонь».

Могут быть нарушены:

• переключение с одного вида движений на другое;

• последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки

Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки

Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности

соединения пальцев в колечки.

Таблица результатов обследования моторики пальцев доминантной руки

№ п/п   Фамилия, имя ребенка   Объем движений   Переключаемость движений   Удержание позы   Точность движений  
н. г.   с. г.   к. г.   н. г.   с. г.   к. г.   н. г.   с. г.   к. г.   н. г.   с. г.   к. г.  
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       

Условные обозначения:

н. г. — начало года;

с. г. — середина года;

к. г. — конец года;

красный цвет — высокий показатель;

синий цвет — средний показатель;

зеленый цвет — низкий показатель.

Приложение 3

Наши рекомендации