У обучающихся с нарушениями слуха
Познавательные процессов | Характеристика особенностей |
Речь – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения посредством языка. | Возможны следующие нарушения: - недостатки произношения; -ограниченный запас слов; - неточное понимание и неправильное употребление слов; - аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности (например, опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи) - ограниченное понимание устной речи; -ограниченное понимание читаемого текста; - испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи; - неправильно произносят отдельные звуки в спонтанной речи; Проблемы: 1. Неполное усвоение программного материала, особенно если он дается только в устном изложении 2. Затруднена работа на семинарах, особенно если применяется метод дебатов, дискуссии. 3. Могут быть затруднения в интонационном оформлении речи. |
Восприятие речи – способность воспринимать речь как источник информации | Может быть затруднено, если: - у говорящего существуют какие-то анатомические особенности строения органов говорящего (узкие губы, особенности прикуса и др); - специфика артикуляции говорящего (нечеткая речь, быстрая речь и др); - маскировка губ (борода, усы и пр); - тембровая окраска голоса говорящего; - пробелы в овладении языком (русский язык – не родной); - участие в разговоре более двух собеседников (например, семинар, коллоквиум); - отсутствие или неисправность слухового аппарата. Проблемы: см. выше |
Письмо- процесс материализации мысли посредством специальных знаков, выраженная через знаки вербальная речь | Могут быть характерные ошибки: - отсутствие смягчений - смешение сходных по звучанию и месту образования звуков - пропуски согласных при сложных стечениях - пропуски безударных гласных Проблемы: 1. Написание текстов с грамматическими ошибками, пропусками букв или перестановкой букв (особенно при обучении по направлению русский язык и литература) 2. Неразвернутые сочинения и изложения. |
Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Это динамическая характеристика деятельности. | Возможно: - сниженный объем внимания (количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (совпадает с объемом кратковременной памяти) (в норме 7+- 2 объекта). ) - меньшая устойчивость (устойчивость – поддержание сосредоточенности внимания на одном объекте), поэтому повышенная утомляемость (Суть проблемы: усвоение материала происходит только на основе зрительно-слухового анализатора, а обычно происходит смены анализаторов, например, при объяснении нового – слуховой, при чтении - зрительный) - низкий темп переключения (способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой. Например, работа с пособием – работа по схеме – работа на экране), т.е. нужно определенное время для перехода от одного учебного действия к другому; - трудности в распределении внимания (Распределение – одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий. Нормально слышащий студент, может одновременно слушать и вести записи, для слабослышащего это сложно сделать) Возможные способы решения: 1. Структурированность материала. 2. Оптимальное соотношение деятельности педагога 3. Дозирование нагрузки. 4. Формирование навыков самоконтроля 5. Использование специфических технических средств (звукоусиливающая аппаратура) 6. Применении наглядных средств обучения. (схемы, диаграммы. таблицы) |
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. | Возможно: - образная память развита лучше, чем словесная - уровень словесной памяти зависит от уровня словарного запаса слабослышащего - уровень словесно-логического мышления зависит от уровня развития речи слабослышащего |
Личностное развитие – процесс формирования личности как субъекта социальных отношений. Развитие личности прижизненный процесс, включения человека в систему общественных отношений | Необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка, что может служить причиной конфликтов. Возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием своих возможностей со стороны педагога или окружающих людей. «Невербальная агрессивность»- привлечение внимания невербальными средствами (схватить за руку; постучать по плечу; очень близко подойти), что может быть расценено окружающими как агрессивное поведение. Могут быть психологические барьеры при общении со слышащими. У слабослышащих людей больше проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру, поэтому могут формироваться такие личностные черты как: ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности, меньшее стремление к сотрудничеству, по сравнению с нормально развивающими людьми, стремление к соперничеству. Эмоциональная незрелость. – отставание в формировании эмоционально-волевой сферы, «задержка» на более ранних этапах развития (например, взрослый человек часто ведет себя как маленький капризный ребенок) У женщин с нарушениями слуха отмечается большая, чем у слабослышащих мужчин, эмоциональная стабильность, сообразительность, добросовестность, меньшая подозрительность, настойчивость, склонность к риску. |
Восприятие– целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. | В связи с потерей или резким снижением слуховых ощущений и слухового восприятия ведущую роль приобретают зрительные ощущения и зрительное восприятие. Зрительное восприятие становится основным в развитии слабослышащего человека. Зрительные ощущения и зрительное восприятие часто бывает более развитым, чем у нормально развивающегося человека (например, более тонко дифференцируют оттенки цветов; рисунки содержат больше частностей и деталей, но трудно даются пространственные отношения.) Зрительное восприятие играет компенсирующую роль для слабослышащих людей. Т.к. каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикуляционный образ, то слабослышащие (и глухие) зрительно запоминают этот образ или образы целых слов, поэтому возможны трудности в зрительном восприятии речи (См. Восприятие речи) Проблема: возможны нарушения в формировании межфункциональных взаимодействий (между восприятие и речью), а это может привести к недостаточному развитию сложного свойства восприятия – осмысленности. |
Мышление– это процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности | Возможно: - трудности при решении задач, сформулированных словесно; - трудности при оперировании понятиями; - при необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, которое предполагает сопоставление словесно сформулированных суждений; - совершение анализа и синтеза, предъявленных в словесной форме; Проблема: По уровню развития мышления слабослышащие люди очень разнообразны. Можно выделить три группы: 1 группа - высокий уровень развития всех видов мышления, в том числе и понятийного. 2 группа – средний уровень 3 группа – высокий уровень наглядно-образного мышления и низкий уровень понятийного мышления 4 группа – относительно высокий уровень понятийного мышления при низком уровне развития наглядно-образного Зная уровни развития мышления можно спрогнозировать успешность обучения слабослышащего и помочь выбрать правильное направление обучения. |
Эмоции и чувства Эмоции – выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им свои потребностей(удовольствие, неудовольствие, ярость, интерес и т.п.). Чувства – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувства играют мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении (интеллектуальные чувства, нравственные чувства, эстетические чувства) | Для понимания внешних эмоций и чувств необходимы четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика); Могут быть трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера складывающихся отношений между персонажами. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, проявлении повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям. |
Межличностные отношения – это реальные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами | Межличностные отношения напрямую зависят от того, какой микроклимат царит в той или иной группе, коллективе.(например, если микроклимат хороший, если участники группы адекватно и толерантно воспринимают друг друга, то проблем в адаптации не бывает; если микроклимат неудовлетворительный: где каждый кичится своим положением, свои способностями, слабослышащие люди будут чувствовать себя дискомфортно) Межличностные отношения зависит от личных взаимоотношений всех участников взаимодействия и от того, усилится ли травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.(например, если в группе доброжелательные, открытые отношения, если все или большинство чувствует поддержку со стороны окружающих, то проблем в межличностных отношениях для слабо слышащих не будет; если в коллективе царят агрессивность, неуважение друг друга, нет теплых отношений, то скорее всего будут проблемы у слабослышащего.) Для слабослышащих людей опыт социальных контактов несколько ограничен, поэтому формирование межличностных отношений требует специальных усилий особенно со стороны преподавателей, которые должны организовать этот процесс (куратору группы необходимо, особенно на первоначальном этапе помочь слабослышащему войти в контакты с окружающими людьми, включая административный аппарат; согласовывать особый режим работы или предусматривать выполнение заданий в письменной форме) Люди с нарушенным слухом не всегда адекватно оценивают свое место в общей системе личных взаимоотношений. Причина:1. Недостаточный опыт общения со слышащими 2. Нерешительность, робость, страх сделать что-то не так. 3. Попытка скрыть свой дефект или негативное отношение к своей проблеме (позиция «я такой как все») 4. Попытка «спрятаться» за дефект (позиция «я - инвалид») Возможна недостаточная критичность к свойствам своей личности |
Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха являются инженерно-технические.
Большой проблемой является адаптация индивида с пониженным слухом. Важную роль играет принятие индивидом социальной роли
Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько индивид воспринимает себя и свои социальные связи.
В решении проблем социальной адаптации людей с пониженным слухом должны играть социально-психологические службы.