Отношение к интеграции в общество инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Интеграция — дорога с двусторонним движением. Оценив существующее отношение общества к инвалидам, необходимо определить мнение самих инвалидов о своем положений в социуме (рис. 23). Комментарий к диаграмме достаточно прост: 57% опрошенных не чувствуют себя комфортно в существующих условиях жизни. Из них 18% ощущают отрицательное отношение к себе, 39% — равнодушное.
Подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом, свою жизнь считают более трудной, чем жизнь здоровых людей. Сравнительный анализ полученных данных 2000 года и данных Лаборатории психологических проблем реабилитации инвалидов при ДИЭТИНе за 1991 и 1992 года (рис. 24) позволяет сделать следующие выводы:
1. В 1992 году, когда в стране были введены свободные цены, начался этап перехода к рыночной экономике, сопровождавшийся снижением материального благосостояния населения, максимум оценки инвалидами своей жизни сместился к отметке «неудовлетворительно» (33% против 27% в 1991 г.). Уровень жизни здоровых людей также был оценен ниже (9% против 46% по шкале «хорошо»).
2. В начале 2000 года наблюдается постепенный возврат к картине отношений 1991 года, существующей уже в новых экономических условиях.
Оценка собственной жизни «среднестатистическим» инвалидом-опорником стала выше, чем в 1991 году, а оценка жизни здоровых людей пока не достигла уровня 1991 года.
Молодые люди, страдающие церебральным параличом, в качестве основных трудностей общения (рис. 25) называют проблемы общения с родителями (33%) и посторонними людьми (44%). Трудности в общении с родителями объясняются возрастом опрашиваемых и тем фактом, что 84% респондентов живут вместе с родителями. Следует отметить, что разногласия с родителями и друзьями (рис. 25) почти всегда заканчиваются конфликтами (33% и 38%; 12% и 14% соответственно), но большинство опрощенных считают это нормой. При общении с учителями, воспитателями и посторонними людьми в случае негативного отношения со стороны последних большинству респондентов удается сдерживать свои чувства и в конфликт не вступать.
Важным элементом в формировании жизненной позиции выпускников специальных школ является отношение к образованию. Примерно четверть опрошенных (27%) считают, что образование позволит им занять определенное:место в обществе (рис. 26), однако, 41% учащихся с ДЦП рассматривают образование только как возможность получения знаний, что, по всей видимости, свидетельствует о несформированностй жизненной позиции.
Готовность инвалидов-опорников к процессу педагогической интеграции определялась при ответе на вопрос о желании обучаться вместе со здоровыми детьми (табл. 7).
Таблица 7 Желание детей-инвалидов обучаться вместе со здоровыми детьми,(%).
Вид педагогической интеграции | Процент учащихся, поддержавших интеграции] | |
Обучение в одной школе | ||
Обучение в одном классе |
Учащиеся с ДЦП показали достаточно высокий процент согласия на совместное обучение в одной школе (68%) и в одном классе (45%) вместе со здоровыми детьми. Среди причин отказа от совместного обучения самыми распространенными оказались:
— трудности в общении;
— боязнь насмешек и непонимания;
— опасение не успеть за темпом работы в классе.
Проведенное исследование позволяет констатировать, Что социальное самочувствие инвалидов-опорников имеет тенденцию к улучшению. Большинство опрошенных считает, что готово к интеграции в массовую школу, однако наличие трудностей в общении с посторонними людьми заставляет усомниться в соответствии желательного положения дел действительному. Общество должно сделать еще не один шаг навстречу людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их положение в социуме улучшилось.
Приложение 1