Тема 5. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах
Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Специфика коммуникации в человеческом общении. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.
Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов. Конфликтное взаимодействие. Управление конфликтами.
Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.
Требования к компетентности:
· Знать виды, уровни, основные функции и характеристики межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений, применять эти знания для эффективной коммуникации в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности.
· Знать сущность конфликта для распознавания позитивных и негативных форм социального поведения, уметь использовать эти знания при воспитании и управлении.
· Знать типологию кризисов и конфликтов, уметь анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов.
· Знать особенности поведения человека в группе, статические и динамические характеристики группы для оптимизации социально-психологического взаимодействия.
· Уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность.
· Уметь определять социально-психологический климат группы для повышения эффективности ее функционирования.
Тема 6. Личность и группа как субъект и объект управления
Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.
Требования к компетентности:
· Уметь определять и понимать структуру организации для успешной адаптации в ней и оптимизации функционирования.
· Знать основные психологические характеристики структурных групп организации и уметь использовать эти знания в управлении коллективом.
· Знать и уметь анализировать особенности коммуникации в организации и учитывать их для сотрудничества и решения воспитательных задач.
Тема 7.Роль и психологические функции руководителя в системе управления
Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.
Требования к компетентности:
· Знать специфику управления организацией и ее большими и малыми структурными подразделениями для повышения качества производственной деятельности.
· Знать психологические особенности руководства и лидерства, уметь анализировать различные стили их проявления и использовать эти знания и умения для решения социальных и профессиональных задач.
· Знать сущность управленческой деятельности руководителя, его личностные характеристики, необходимые в системе управления для оптимизации производственной деятельности.
· Знать и уметь обосновывать правомерность принятия управленческих решений для эффективности разрешения социально-производственных проблем.
· Знать сущность управленческого общения, формы реализации властных полномочий; уметь осуществлять организационное воздействие в ходе решения социально-профессиональных задач.