Ьюторская практика в школе.
стория тьюторства
Университеты средних веков и современные университеты далеко не одно и то же. [5]
1. По содержанию образования низшая ступень средневекового университета – факультет свободных искусств - соотносима с нашей средней и старшей школой, на ней школяры осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметику, геометрию, музыку, астрономию, грамматику, риторику (искусство доказывать) и диалектику (искусство вопрошать).
2. Изначально сроки обучения не ограничивались, в том числе потому, что программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно – в форме самообразования. Процесс самообразования, а значит пребывания в университетском сообществе, мог длиться от 10 до 20 лет.
3. Возраст школяров мог быть самый разный, но ходу того, как университетская жизнь упорядочивалась, совсем молодые люди - 14-15 лет - поселялись в университетских городках.
Современная школа имеет ряд преимуществ перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа относится к еще нецелевому периоду освоения мира знания, когда знание может присваиваться ради собственной ценности. Она является заведением, где проходит 10 лет жизни ученика, а значит, есть возможность узнавать его в его отношениях к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.
В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества. [3]
Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.
Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.
Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром.
Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.
Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.
Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.
В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): "Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции, - будет подменять образование информацией, а религию - псевдоученостью".[1]. Именно тьюторская система позволяло превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:
· собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).
· руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;
· моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.
Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.
Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
ьюторская практика в школе.
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии. [11]
Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.
Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.
Рекомендации по введению тьюторства в школе.[3]
1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
ачальная школа.
Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.
Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Философия тьюторства исходит из того, что большая или меньшая ценность образовательных опытов не определяется возрастом образующегося. В каждый момент жизни существуют вопросы, на которые самый ценный ответ можно получить именно тогда, когда он возникает - потому что его актуальность связана именно с этим моментом жизни. Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень важными для ребенка не только сегодня, но и в целом - для образовательной истории его подопечного.
Как это происходит? Вначале все дети приглашаются на открытые уроки (с открытым входом и выходом). Им объясняют, что это будут уроки, где они могут заниматься тем, что им интересно. Абсолютно всем, но не все, а только те, кто хочет.
Здесь тьюторская деятельность напоминает деятельность кружковода или факультативную – но только наполовину – своей необязательностью для всех и занятием по желанию. Отличается же она тем, что в кружке или на факультативе всех объединяет либо предмет интереса, либо интерес к какой-то практике. А на открытых тьюторских «уроках» - у всех самые разные интересы и объединяет их то, что они хотят сами найти ответы на эти вопросы. Именно поэтому необязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – его задача научить и помочь, если надо, найти таких специалистов. Своим подопечным предлагаем называться школярами (в отличие от школьников) – тоже для того, чтобы они научились различать себя в разных позициях [3].
На первом этапе работы с тьютором школяр формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. В отличие от распространенного сегодня в школах метода учебных проектов, в сопровождении образовательного поиска школяра тьютором вопрос может не иметь никакого отношения к учебной программе – это личный вопрос школяра и у каждого свой. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники. Можно составить интересную для ее заполнения анкету, где школяр укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним.
Следующий этап работы - поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно - поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.
Определение индивидуального стиля образования и приведение школяра к его осознанию – одна из задач деятельности тьютора. Другая – познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.
Основные техники работы тьютора на данном этапе это:
· план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);
· вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);
· и образовательное портфолио.
Портфолио – это то место, где школяр собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Те, что делают для него зримым и ценным его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.
Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения в подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.
Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму
редняя школа.
Основной образовательный конфликт здесь – лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. Вопрос в том, какое это будет сообщество и за счет чего подростку удастся самоутвердиться [3].
Тьюторский ход снова заключается в том, чтобы перенести решение этого конфликта в область индивидуального и культурного. Тьюторские классы теперь представляют собой такие образовательные сообщества, которые объединены по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы.
Таких типов деятельностей в культуре существует, как минимум, три. Это исследование, проектирование и творчество. Исследование позволяет найти ответ на вопрос в мире научно предсказуемом, где специально организованный поиск позволяет обнаружить ответ. Проектирование – в мире социально проблемном, где нужно придумать способ решения проблемы и проверить его действенность. Творчество позволяет изобрести мир заново. Самостоятельное изучение существующие в культуре норм или прецедентов вышеуказанных типов деятельности становится для школяров выходит на первый план.
Содержание вопросов у подростка меняется, они начинают касаться сферы самопознания и самореализации. Но школяры теперь объединяются не по интересам, а по способам их претворения, в своеобразные клубы, где поводом для общения является опыт освоения деятельности исследования, проектирования или творческие находки, а поводом для самоутверждения является твой индивидуальный, неповторимый вопрос. А в обсуждениях с тьютором школяры учится рефлексии собственного опыта.
Техники работы тьютора усложняются, так теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но остаются теми же:
· образовательная карта - теперь содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути;
· требования к портфолио приобретают нормативные характеристики (исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);
· техники беседы сами могут становиться поводом для рефлексии (так как именно в этом период для школяра становятся важно владение этими техниками для поддержания личностно-значимого общения в кругу друзей).
таршая школа.
Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного – индивидуального. [9]
Каждый школяр для себя отвечает на один и тот же насущный вопрос: «Кем быть?». Вернее, любой интересующий его вопрос, так или иначе, связан с его будущей профессией, планом самостоятельной жизни. [4]
Теперь школяр вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки в мире взрослой деятельности. Если на предыдущем этапе город активно осваивался как культурное поле, теперь он становится полидромом для выбора будущей профессии, на образовательных картах появляются местные фирмы и предприятия, политические арены и профессиональные сообщества.
Язык картографирования включает в себя теперь:
· сферы и типы деятельности;
· проблемы и задачи социального масштаба;
· существующие проекты и программы, решающие эти проблемы;
· фигуры экспертов – профессионалов;
· рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.
Портфолио становится объектом проектирования. Что в нем должно оказаться через 5 лет, чтобы твой профессиональный проект смог осуществиться, чтобы оно подкрепляло твое резюме?
Оснащенность тьюторской беседы возрастает многократно: тьютор теперь должен иметь опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, предавать техники организации социальных ситуаций.
Тьюторской практике, осуществляемой в русле изложенных выше положений группой единомышленников в российском образовательном пространстве, около 10 лет. Всего по стране около 40 школ практикуют тьюторство, как отдельную практику, включенную в школьную жизнь. [3]