Критичность растительной души (продолжение)

Прежде, чем продолжать разговор о видах критичности, необходимо разобраться, как работает важнейший ее прибор — территориальный императив.

Расшифровать его несложно. Он означает, что живому (клетке, растению, животному, человеку) для нормального существования необходим некий пространственный минимум (моя территория). И живое — чтобы выжить — старается сохранить эту территорию (консервативная функция императива); либо — если позволяют обстоятельства — увеличить ее (радикальная функция).

Как проявляется территориальный императив растительной души?

Если клетка находится в равновесии с окружающей средой — ее территориальный императив стоит на страже этого равновесия, чем способствует выполнению клеткой ее основной функции — сохранения родовой программы.

Если в клетке накапливается энергопотенциал, превышающий энергопотенциал окружающей территории, она начинает оказывать давление на эту территорию. Дальнейшее развитие сюжета зависит от того, что на этой территории находится.

1. Если там нет живого, клетка, делясь, будет стремиться захватить столько территории, насколько хватит избыточного энергопотенциала.

2. Если на сопредельной территории находится чужеродное живое, клетка, пользуясь своим энергетическим превосходством, стремится это живое с территории вытеснить.

3. Если же там находятся родственные клетки — возникает кризис. Территориальный императив — это закон, запрещающий подавлять себе подобных. Обойти закон нельзя — если оставить все как есть — от избытка энергопотенциала клетка «перегреется» и погибнет. Чтобы спастись — есть единственная возможность: измениться самой, и тогда окружающие родственные клетки окажутся как бы чужеродными, и с ними можно будет разговаривать с позиции силы.

Что значит измениться самой?

Это значит — изменить свою растительную душу. Изменить сенсомоторику. Мутировать.

Клетка так и поступает: перерождается — и начинает давить окружающих вчерашних родичей почем зря.

(Широко известна теория мутаций, вызванных сильным облучением, например, радиационным. Но ведь это, по сути, то же самое. Клетка при облучении получает колоссальный энергетический импульс — это ли не знакомое вам появление избыточного энергопотенциала?)

Глава VI. Критичность

- 7 -

Критичность животной души

Территория улитки — не только ее хрупкий домик, но и тот, скажем квадратный метр земли, с которого она кормится и на который ее соседи, обнаружив ее след, не посягают.

Территория собаки — не только ее будка (квартира), но и та часть улицы, которую она застолбила, поднимая в приметных местах заднюю лапу. И пусть это сделает плюгавая болонка — закон есть закон, и после нее на улице появится огромный дог, он не станет оспаривать ее прав, а будет как-то приспосабливаться к обстоятельствам.

Территориальные притязания улитки продиктованы необходимостью выжить. Чем же продиктованы территориальные притязания домашней собаки? Ведь кормят ее дома (если она подберет что-то с земли — хозяин ее накажет); если ей необходимо побегать, поразмяться — хозяин ведет ее от помеченных мест в парк или на собачью площадку; если в ней заговорит голос пола — дома или в кинологическом центре организуют случку. И все-таки, когда перед сном ее выводят на прогулку, она внимательно изучает «свою» территорию и освежает метки. Почему?

В ней говорит инстинкт.

Из поколения в поколение домашние собаки делают очевидно бессмысленную работу — а инстинкт не слабеет. (Как живая клетка на протяжении миллионов поколений стремится сохранить себя в неизменном виде, так и инстинкты — самые консервативные поведенческие инструменты животного — остаются неизменными, покуда животные существуют. И именно критичность следит, чтобы инстинкт работал в пределах дозволенного — в диапазоне поведенческой гармонии.) И в этом великий смысл: пусть в жизни сотни домашних собак этот инстинкт не играет роли, но сто первая оказывается выброшенной на улицу, в поле, в лес — и тогда инстинктивная способность пользоваться законом территориального императива становится для нее спасительной.

Вопрос: чем руководствуется собака, помечая территорию? Иначе говоря, что диктует территориальному императиву претензию именно на такую территорию, на такие ее размеры, а не на большие?

И тут же второй вопрос: почему дог «уважает» метки болонки?

На волка охотятся, обкладывая его флажками. Опасность надвигается, ситуация экстремальная — нужно спасать жизнь. Но чужая метка (ах! если бы вдруг отказала критичность — и чужое потеряло бы свое лицо …) — это святое, инстинкт сильнее страха. И волк бежит в свободное пространство навстречу ружьям.

Если бы у животного был разум, оно бы действовало не «как надо», а «как хочу» — не по закону природы, а по собственному закону. Оно бы постоянно подавляло свои инстинкты, и вместо поддержания гармонии в природе вносило бы в нее хаос. Но еще точнее будет сказать: в тот день, когда бы у животного появился разум (даже самый примитивный), жизнь на земле повернула бы к катастрофе.

Отвечаем: собака помечает такую территорию, на которой она может поддерживать свой собачий порядок. Не порядок среди собак — иначе будут нескончаемые драки (да другие собаки сюда и не забегут, разве что нечаянно), а порядок в природе — в том диапазоне жизни природы, который входит в компетенцию собаки.

Значит, собака помечает территорию, за порядок на которой она готова нести ответственность.

Ответственность за свою территорию — это тоже инстинкт.

Территориальный императив — сила центробежная; ответственность — сила центростремительная.

Какова здесь роль критичности?

Основная. Именно критичность — главная героиня конфликта двух инстинктов. Именно критичность находит компромисс между ними: чтобы территориальный императив не зарвался — потому что это провоцирует опасность извне; чтобы ответственность не задавила свободу — что тут же вызовет падение энергопотенциала.

Следовательно, задача критичности — найти такое равновесие между территориальным императивом и ответственностью, чтобы собака на «своей» территории не чувствовала ни малейшего дискомфорта.

Теперь вам понятно, почему дог не претендует на территорию болонки: он «знает», что она пометила ровно столько, насколько хватает ее ответственности. Хотя дог и большой, делить ответственность с болонкой он не станет: у животных разделение ответственности начинается лишь после того, как образовалась новая животная целостность — семья.

Выводы:

1. Если критичность животной души в норме, животное живет в мире со всеми «соседями» своего вида. И работа его ЭПК (точнее — ЭСК — ведь у животных сенсомоторика вместо психомоторики) имеет единственную цель: поддержания комфорта на «своей» территории.

2. Если критичность животной души деградирует, и этот процесс захватил сенсомоторику, — механизм ответственности начинает давать сбои, на территории животного количество допустимой дисгармонии выходит за пределы нормы, — и животное утрачивает определенное законом природы право на эту территорию. Если теперь сюда придет другое животное этого вида — хозяин должен уступить территорию. Если же хозяин при этом огрызается, пытается защитить свои утраченные права — это значит, что процесс деградации зашел так далеко, что животное перестало слышать голос природы. Оно обречено на гибель.

3. Если критичность животной души деградирует, и этот процесс захватил энергопотенциал, который становится бесконтрольным, — механизм территориального императива разрушается, животное оказывается на чужой территории, причем ведет себя агрессивно, — а это начало конца.

Глава VI. Критичность

- 8 -

Критичность раба

Раб — это тупик; это бесплодная ветвь на древе человеческого рода. Для поддержания своей жизни эта ветвь тянет на себя соки дерева, но отдачи не дает. Напротив, не отягощенная работой плодоношения, создания нового, эта ветвь наливается пустой силой, затеняя плодоносящие веточки, которые только и оправдывают существование дерева.

Вы вправе усомниться: как же так? ведь рабов — не меньше 90% от числа людей; неужели природа могла допустить такую нерациональность?

В это не хочется верить — но это так.

Хотя далеко не везде так. В больших городах соотношение может быть даже худшим; и в сельских местностях, где население в силу социальных обстоятельств деградирует — тоже. Но в нормальном селе — крепком, спокойном, со здоровым бытом и уважением к традициям, — число рабов может быть минимальным. И так было всегда, от начала истории. Ведь была же когда-то в древней Греции афинская республика, число одаренных граждан которой превышало число граждан-рабов многократно.

Откуда они взялись вдруг — в одном месте и в таком количестве?

Их родила свобода. Культ нормы. Культ свободного развития, культ ненавязчивого (свободного) воспитания. Культ гармонии между территориальным императивом и ответственностью.

Раба рождает социум. Этот социум воплощен в родителях, которые «делают» ребенка либо случайно, либо повинуясь детородному инстинкту, нимало не заботясь о том, в каком состоянии физическом и душевном они совершают оплодотворение, и в каком состоянии — физическом и душевном — мать затем вынашивает этот плод. А потом, после родов, сперва родители, а затем и детские учреждения делают все, чтобы отнять у новорожденного — малыша — ребенка свободу. Не отнимают только то, что отнять невозможно — прожиточный минимум ее. Малыш научается бороться за свое существование, научается хитрить, упираться, сопротивляться, научается ломать, — научается всему, что позволяет жить, не претендуя на свободу. Кем же такой ребенок может вырасти? Разумеется — только рабом.

Глава VI. Критичность

- 9 -

Наши рекомендации