Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века. Восточно-славянские племена прошли, как все народы, длительный путь исто­рического развития от времени дородового общества до периода разложения

Восточно-славянские племена прошли, как все народы, длительный путь исто­рического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим перво­бытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием зем­ли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7-8 лет - женщинами, а затем мальчики и юноши - мужчи­нами, а девочки и девушки - женщинами. Имеются основания по­лагать, что у древних славян, как и у других народов, существова­ло деление людей на возрастные группы, а с периода позднего мат­риархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в сле­дующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети на­следовали виды занятий своих родителей - земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобре­тали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нор­мы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древне­му (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и резами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

В связи склассовым paccлоением общества появляется нерав­ное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в X веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.

В VI-VIII веках в древне-славянском обществе со­здались необходимые предпосылки для оформления раннефеодаль­ных отношений, на рубеже VIII-IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство - Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раз­дробленности и монголо-татарского завоевания.

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 го­ду крещение населения.

Огромное значение для развития культуры и просвещения име­ло дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая бы­ла наследницей античной культуры. Усвоение повой культуры про­ходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.

В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создать национальную церковь, независимую от ви­зантийского духовенства. Поэтому князья стали энергично дейст­вовать в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просве­щения важное значение имело введение усовершенствованной аз­буки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового гре­ческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Вес это имело огром­ное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей про­изведения устного народного творчества, обеспечить распростра­нение грамотности и в демократических слоях населения.

Первые школы.Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церк­ви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) для обучения. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Нов­городе «собраoт старост и поповых детей 300 учити книгам». Смо­ленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучала чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было уч­реждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки ду­ховенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, лето­писцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образо­ванные «книжники».

Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного» учения- монахов. Из этойшколы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мас­терам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства.

Памятники педагогической литературы XI-XIIIвеков. В Ки­евском государстве в ХI-XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания.

В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд», «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» содержались высказывания и тексты Сократа. Де­мокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава помещен, напри­мер, серьезный математический трактат Аристотеля и оригиналь­ное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения. В домонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства, например, «Учение им же ведати человеку чис­лам всех лет». Оно составлено Кириком Новгородцем и является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и литературными достоинствами.

В знаменитой «Русской Правде» (XI век) - юридическом па­мятнике Киевской Руси - обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобрете­ния навыков в вычислительной практике и хозяйственных расче­тах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточ­ками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем - единицы, среднем - десятки, затем - сотни и т. д.

В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и стар­ших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здо­ровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государст­венный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угож­дать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные язы­ки.

Просвещение и образование достигли в Киевском государстве высокого уровня благодаря усилиям единой древнерусской народ­ности, распавшейся в период монголо-татарского завоевания на три самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов. Осознание единства происхождения, исторической и культурной общности предопределило в значительной степени развитие у этих народов просвещения, школы и педагогической мысли в XIV-XVII веках.

Просвещение и обучение на Руси в XIII-XV веках.

Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII-XIV веках затормозилось вследствие нараставшей фео­дальной раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь. Горели осаждаемые захватчиками города и села, уничтожа­лись многочисленные культурные ценности, в том числе рукописи сборников, поучений педагогического характера.

Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура про­должала развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или не подверглись нашествию, или не были сильно разорены. Та­кими, прежде всего, были обширная и богатая Новгородская земля, Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно креп­нуть и возвышаться Московское княжество.

Новгород был экономически сильным и политически самостоя­тельным торговым городом. В нем была широко развита перепис­ка книг и насчитывалось много книжных писцов. Не только пред­ставители духовенства, но и светские люди нанимали писцов для переписывания книг. Профессия «книжник» была зарегистрирова­на в писцовых книгах как одна из многочисленных профессий нов­городских ремесленников. Подготовку эти «книжники» получали, как правило, в своих семьях: молодежь обучали отцы - профес­сиональные писцы. Изредка в такую семью «на ученье» допуска­лись за плату и посторонние.

Рукописные книги находили сбыт не только в богатых бояр­ских домах, но и у простого люда, что свидетельствовало о ши­роком распространении грамотности. Новгородские и псковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту. Мастера и мастерицы ставили свои подписи на ремесленных из­делиях.

Археологические раскопки, проведенные в Новгороде, обнару­жили большое число написанных на бересте грамот, писем и дру­гих документов, относящихся к XII-XV векам. Большинство из найденных грамот — частная переписка рядовых новгородских граждан. Письма процарапаны на бересте костяной острой палоч­кой - «писалом». Эти письма - убедительное подтверждение зна­чительного распространения грамотности в городах и селениях Новгородской земли, и притом не только среди мужчин, но и среди женщин. Позже берестяные грамоты были обнаружены и в других городах Руси: Пскове, Рязани, Смоленске.

Здесь же, в Новгороде, была найдена деревянная азбука — до­щечка с нацарапанными на одной ее стороне 36 буквами древне­русского алфавита. Такие азбуки изготовлялись ремесленниками и продавались по доступной цене.

До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуков­ников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новго­роде в XVв.

Новгород был центром так называемых «еретических» движе­ний». Характерной чертой нов­городских «еретиков» была их высокая грамотность. В собраниях рукописных книг новгородских еретиков имелись сочинения по аст­рономии, естествознанию и даже по философско-богословским во­просам, что свидетельствовало о большой начитанности их вла­дельцев.

«Мастера грамоты». В XIII-XIV веках при мона­стырях и некоторых церквах существовали школы грамоты. Ни князья, ни церковь не открывали достаточ­ного количества школ, не удовлетворяли растущей потребности в подготовке грамотных людей, и народные массы пользовались для этого услугами « мастеров грамоты».

Мастера грамоты появились еще в Киевском государстве в XII веке. У себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату обучали детей чтению, письму и счету. В XIII-XIV веках обучение у «мастеров грамоты» стало более частым яв­лением.

«Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, зани­мавшиеся обучением детей в качестве или даже основной профессии. У некото­рых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Небольшое количество «мастеров грамоты» было, так сказать, повы­шенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более зажиточных семей) не только чтению и письму «словес­ным наукам» и даже математике.

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV-XVI веках.

Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в Москве и других княжествах книгохранилищ, перепис­ке книг и открытию школ, заметно оживляется частная педагоги­ческая практика светских «мастеров грамоты». Деятельность неко­торых учителей из простого народа отличалась по своему содер­жанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом и рационализмом.

В среде таких «вольнодумцев» создаются в то время оппози­ционные произведения гуманистического характер.

Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор Куринын создал гуманистическое произведение «На­писание о грамоте», в котором сформулировал ряд весьма интерес­ных демократических идей антифеодального и антицерковного со­держания.

Он выступил против слепого подчинения требованиям религи­озных догм Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое изучение знаний. Про­цесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не меха­ническое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота есть самовластие». Она результат деятельности свободной души, свободной воли, свободного разума.

Обладая «самовластием души», человек способен к всесторон­нему совершенствованию своих нравственных и умственных сил, к познанию окружающего мира и самого бога. Подобные идеи, содержащиеся в литературе, созданной в XIV-XVI веках в Новгороде и Москве, были созвучны тем, которые развивались в это время в гуманистической литературе Западной Европы.

Педагогические идеи в памятниках литературы XVI века.Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кириллов­скими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника «москвитянина», как он себя называл, Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обуче­ния грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями. Характерен в этом отношении мотив, из­бранный составителем в качестве заставок к текстам книги. Они графически изображают идею роста, развития растения с листья­ми, цветами и плодами, символизируя радостный процесс разви­тия и воспитания детей, который должен быть окрашен положи­тельными эмоциями учителей и учеников.

После азбуки и грамматики, тексты для закрепления и развития навыков пись­ма и чтения, автор помещает не только молитвы и религиозные наставления. Он подбирает различные изречения, в которых про­сит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе».

Идеи И. Федорова, его система обучения использовались затем в других русских учебных книгах - букварях и азбуках.

К XVI веку относится также сборник наставлений относитель­но быта, хозяйствования и воспитания детей в семье -«Домо­строй», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» це­ликом посвящен вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», вы­полнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телес­ные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует вос­питания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережли­вости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).

Киевская академия. В 1632 году в России было открыто первое высшее учебное заведение -Киево-братская коллегия, получившее затем права академии.

Во главе Киево-братской школы стояли ректоры, обладавшие солидным образованием, авторы ряда литературных произведений. Таков был, например, ректор Львовской школы Иов Борецкий, впоследствии киевский митрополит.

В академии было 8 классов, они разделялись на отделения: младшие — 4 класса, средние - 2 класса и старшие - 2 класса. Продолжительность обучения доходила до 12 лет. В младшем от­делении преподавались славянский, греческий, латинский и поль­ский языки (чтение, письмо, грамматика), молитвы, катехизис, арифметика, музыка, пение; в средних классах - поэзия (пиити­ка) и риторика; в старших — философия, а с конца XVII века - богословие. В академию принимались лица различных сословий, причем детей духовенства было значительно меньше, чем уча­щихся других сословий.

Киевская академия была крупным культурным центром, она оказала большое влияние на развитие просвещения в России.

Под ее влиянием возникли позже коллегиумы в Харькове и Чернигове. Она дала ряд деятелей в области просвещения (ЕпифанийСлавинецкий, Симеон Полоцкий и др.), которые были орга­низаторами греко-латинских школ в Москве во второй половине XVII века. По образцу Киевской академии возникла в Москве в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. Боль­шинство ректоров и префектов Славяно-греко-латинской академии и духовных семинарий в XVIII веке тоже были выходцами из Ки­евской академии. В ней же получили образование некоторые пер­вые профессора Московского университета.

Рост просвещения в Русском государстве в XVII ве­ке. Начальные и греко-латинские школы.В XVII веке росло феодальное землевладение, были освоены обширные пространства; развивались ремесла и торговля, возник­ли крепостная мануфактура, единый всероссийский рынок; уси­лились торговые связи с Западной Европой.

Эти и другие обстоятельства определили большие сдвиги в развитии русской литературы, усилили потребность в просвещении и обусловили развитие школы и педагогической мысли, особенно во вто­рой половине XVII века.

Появляется много литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирических повестей, биографий различных дея­телей, а также много рукописных азбуковников и печатных бук­варей; развивается книгопечатание. Русские мореходы и земле­проходцы делают на севере и востоке Азии ряд важных географи­ческих открытий. Происходит постепенный переход от славянского обозначения чисел к так называемой арабской цифровой системе, что имело большое значение для развития математических знаний и обучения математике.

XVII век, особенно вторая его половина, был в истории Рос­сии периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века.

Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обу­чали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во вто­рой половине XVII века по печатным букварям.

Процесс обучения чтению буквослагательным методом прово­дился на материале первых книг для чтения — часослова и псал­тыри, сильно воздействовавших на эмоции детей.

Кроме элементарных школ грамоты, в некоторых крупных го­родах и монастырях, по-видимому, открывали и школы повышен­ного типа, которые называли грамматическими. Но и домашнее обучение при помощи более квалифицированных «мастеров грамо­ты» тоже усложнилось.

Доказательством этого служит большое число азбуковников, где помещены курсы грамматики, как они были изложены гречес­ким ученым Иоанном Дамаскиным и позже в грамматиках Лав­рентия Зизания и МелетияСмотрицкого. В рукописных азбуковни­ках, предназначенных для этих повышенных школ и домашнего обучения, кроме кратких курсов грамматики, помещались курсы арифметики, излагавшие четыре действия.

Во второй половине XVII века в Москве возникает одна за другой несколько греко-латинских школ. Так, в середине века боярином Ртищевым была открыта в Андреевском монастыре, в окрестностях Москвы на Воробьевых горах, греко-латинская шко­ла, в которой обучали латинскому и греческому языкам, риторике и философии.

В 1653 году под руководством ЕпифанияСлавинецкого была открыта греческая школа вЧудовом монастыре. В середине 60-х годов Симеоном Полоцким в Спасском монастыре (в центре Москвы) была организована греко-латинская Заиконоспасская школа. В начале 80-х годов XVII века правительство открыло гре­ческое училище при Московской типографии, число учащихся ко­торого в середине 80-х годов дошло до 233. Существовали училища переводчиков с разных иностранных языков (польского, шведско­го, немецкого) и частное обучение переводу, особенно в Посоль­ском приказе.

Между сторонниками нового образования, выступавшими за приобщение к западноевропейской науке, и старорусским духовен­ством, поддерживаемым православными зарубежными патриарха­ми, шла острая борьба из-за содержания образования во вновь открываемых школах. Консервативные церковники упорно возра­жали против латинского языка и элементов светской науки (грам­матики, риторики, арифметики) и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания.

Славяно-греко-латинская академия. Мысль о созда­нии в Москве академии по образцу Киевской возникла в конце 70-х годов XVII века. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педа­гог Симеон Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилегию» (учредительную грамоту) академии.

Академия имела целью подготовку обра­зованных людей, необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи свободных наук» (т. е. граммати­ки, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, му­зыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя образова­тельные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее задачи блюстительницы православных канонов.

Открытие академии состоялось лишь в 1687 году. Основными преподавателями академии были два ученых греческих монаха — братья Ионикий и СофронийЛихуды, доктоpa наук Падуанского университета. Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию, со­ставляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.

Позднее они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных городах Новго­родской епархии.

Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-греко-латинской акаде­мии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кан­темир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII века.

Учебные книги XVII века.Среди первых книг, на­печатанных в Москве в XVI и первой половине XVII века, было много учебных книг. Печатные книги были в то время очень дороги и редки. Для обучения в школах и в домашнем обучении употреблялись рукописные азбуковники. Часть этих азбуковников представляла собой учебные пособия, в которых помещался бук­варь, краткие сведения по грамматике, по арифметике, религиоз­но-нравственные поучения. В некоторых азбуковниках имелись первоначальные сведения по греческому языку, а также краткие статьи по природоведению. Эти азбуковники, вероятно, исполь­зовались в качестве учебных пособий при грамматическом обуче­нии в школах повышенного типа и в процессе дальнейшего обу­чения.

Другим видом рукописных азбуковников были словари энци­клопедического типа, содержавшие толкование непонятных слов.

Азбуковники-словари энциклопедического типа употреблялись как справочники при чтении книг взрослыми читателями и в школьном обучении (в школах повышенного типа).

Книга «Гражданство обычаев детских» была написана во второй половине XVII века и распространилась во многих рукопис­ных списках. Это был творческий перевод произведения Эразма Роттердамского о нравственном воспитании, составленный, по-ви­димому, ЕпифаниемСлавинецкнм, прогрессивным деятелем про­свещения того времени.

В этом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в 164 вопросах-ответах, даются подробные указания детям, как прилично держать себя (поза, жесты, мимика, одежда и пр.), как вести себя дома и в гостях за столом, при встрече с кем-либо, в играх с детьми, правила поведения в школе и т.п.

«Гражданство обычаев детских» — замечательное педагогиче­ское произведение. В нем говорится, что соблюдение детьми пра­вил общежития является отражением их высоких внутренних ка­честв: благорасположения и уважения к людям, сдержанности, сознания чувства собственного достоинства и т. п.

Школа и педагогика в XVIIIвеке

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонацио­нальное феодально-абсолютистское государство.

Усиленно развивалось мануфактурное производство и особен­но металлургическая промышленность.

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы как введение гражданского ал­фавита и возникновение периодической прессы, в частности изда­ние первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых свет­ских государственных школ.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Ев­ропе.

Московская школа, функционировавшая в течение первой по­ловины XVIII века, была государственной, в ней обучалось еже­годно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.

В учебный план школы входили математика (арифметика, ал­гебра, геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.

Учащихся были дворянские дети, дети дьяков, подьячих, посадских и сол­дат, заинтересованные в получении образования и технической специальности.

Для работы в этой школе были приглашены из Англии про­фессор Форварсон и два преподавателя, а также Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739),образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).

В 1715 году морские классы школы математических и навига­ционных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном по­рядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпуска­лись из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а неко­торые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.

Специальные и общеобразовательные школы. В пе­риод царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие шко­лы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горны­ми заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты школы, которыеумело сочетали общеобразовательную и специаль­ную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государст­венные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных учи­лищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элемен­тарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена рефор­ма духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразо­вательную программу. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей цер­ковной грамоте.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие меро­приятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно труди­лись крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь воз­можность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломо­носову.

М. В. Ломоносов и его значе­ние для развития русской педаго­гики и школы.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765),сын крестьянина-помора, учился сна­чала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Маг­ницкого. В 19 лет, скрыв свое крестьянское происхожде­ние, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как одни из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для про­должения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году - профессором химии, а в даль­нейшем - академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной, он создал ряд новых отраслей на­уки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Исто­рик, Ритор, Механик,Химик, Минералог, Художник и Стихотво­рец - он все испытал и во всепроник», - писал А. С. Пушкин. Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естест­вознания. Он открыл всеобщий закон природы — закон сохране­ния материи и движения, который лежит в основе естествознания.

С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование России литературного языка, что имело огром­ное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, ис­кусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первым из академиков читал лекции по физике и пи­сал научные труды на русском языке.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете гимназии при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, раз­работал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.в составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об обще­образовательном и бессословном характере единой школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 голу им была написана «Риторика», в 1755 году -«Россий­ская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учеб­ными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные от­ношения действительности. Ломоносов написал книгу но истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика», впервые было дано не догматическое изложение фи­зических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

Ломоносов принял самое активное участие в создании Москов­ского университета.

Закрытые сословно-дворянскиеучебные заведения. В XVIII веке, дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян начиная с 1731 года создаются особые военные школы - кадетские корпу­са, в которых дворянских детей готовили к военной службе в офицерских чинах.

Первая закрытая сословно-дворянская школа -Сухопутный шляхетский корпус - была открыта в 1731 году Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наря­ду со специальной военной подготовкой дети дворян получали общее образование и «светское» воспитание.

В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обу­чения составлял в среднем 10-12 лет. В первых двух классах изучались об­щеобразовательные предметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах - специальные, а также верховая езда, фехтование, танцы и музыка, выработке, а у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете».

Обра­щалось большое внимание на физическое и эстетическое воспита­ние учащихся, применялись гуманные методы обучения. При ка­детском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное твор­чество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

В 1752 году Морская академия переименовывается в Морской кадетский корпус - замкнутую сословно-дворянскую школу. Суще­ствовавшие в Петербурге артиллерийская и инженерная школы превращаются в Артиллерийский и Инженерный дворянские кор­пуса.

В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы -частные воспитательно-образовательные заведения. В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, вос­питатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французско­му языку и светским манерам.

Для детей духовенства организуются духовные школы. Для низших слоев населения предназначаются особые школы; так, не­сколько уцелевших к тому времени цифирных училищ преобразу­ется в гарнизонные школы, где обучаются солдатские дети.

Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.Ко второй половине XVIII века появилась не­многочисленная русская интеллигенция - прогрессивные ученые, группировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова. Как важнейшая про­блема тогда выдвигалась задача создания центра отечественной науки, который готовил бы кадры ученых из «природных россиян». Ломоносов доказывал, что новый центр науки необходимо органи­зовать в Москве, которая и после основания Петербурга продол­жала оставаться экономическим, культурным и общественным центром русской жизни.

В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ло­моносова был открыт в Москве университет в составе трех фа­культетов: юридического, философского и медицинского. В отли­чие от западноевропейских университетов он не имел богословско­го факультета. Структура и направление работы каждого факуль­тета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (осо­бенно физики) и общественных (словесности и истории). На меди­цинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры. Московский универси­тет стал центром светского образования.

Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными ис­следованиями, М. В. Ломоносов предусмотрел создание при уни­верситете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).

При университете были открыты две гимназии: для дворян и для разных чи­нов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального Ломо­носова о разрешении крестьянам получать образование в универ­ситете не осуществились.

В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отме­тить, что среднее образование начиналось в университетской гим­назии с изучения отечественного языка.

На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению в университет.

Огромный вклад в дело русского просвещения в XVIII веке сделан профессорами и преподавателями Московского универси­тета и гимназии: Например, профессора Аничков, Барсов, Двигубский и другие создавали учебники, воспитанниками московской гимназии и университета были профессора Афонин, Карамышев (защитившие диссертации у знаменитого естествоиспытателя К. Линнея), профессора Перевощиков и Десницкий (защитившие диссертации у Адама Смита), писатели-просветители Фонвизин и Новиков и многие другие виднейшие деятели отечественной нау­ки и просвещения.Профессора и преподаватели университета, ученики и после­дователи Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 го­ду на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ учения подготовляющегося к университету».

В 1779 году при университете была открыта первая учитель­ская семинария в России, которая готовила учителей для Мос­ковской и Казанской гимназий, а также для пансионов.

При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обучения играло «Типогра­фическое общество», в котором большую роль сыграл видный пи­сатель-сатирик и просветитель-педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, мест­ных типографий и библиотек в провинциальных городах, а также издавало много учебной литературы для школ и домашнего обу­чения.

В деятельности типографии при Московском университете и литературных обществ большое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на рус­ский язык учебник Коменского «Мир чувственных вещей в картин­ках» и другие его произведения, трактат Локка «Мысли о воспи­тании», книга Руссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II к продаже).

Московский университет и его прогрессивные деятели оказали большое влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагоги­ческой мысли России.

Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обеща­ний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просвети­телями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования. Для улучшения воспитания и школы был при­влечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795),который много лет провел во Франции, встречался с французскими просве­тителями, знакомился с учреждениями просветительного характе­ра. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспита­тельный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Пе­тербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реоргани­зации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-об­разовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергать­ся «развращающему» влиянию простых людей.

Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребыва­ния воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое учили­ще для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Пе­тербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.

Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ста­вил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способ­ных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», кото­рые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и пос­тупки людей, а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохра­нением в неприкосновенности крепостнического строя.

Бецкой считал главными средствами нравственного воспита­ния внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспи­тательных учреждениях поддерживать в детях склонность к тру­долюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опирать­ся на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уро­ков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически на­стаивал на запрещении физических наказаний.

Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возра­ста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательно­го учреждения -Института благородных девиц (Смольный инсти­тут).

Создание училищ в городах. Подъем экономического развития России, рост городов и увеличение городского населения, поставленная крепостниками после разгрома крестьянской войны задача усиления на местах государственного аппарата (повсеместное учреждение в 1775 году губерний) заставляли правительство заняться делом организации школ для непривилегированного городского населения.

В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович (1741-1814), приглашенный из Авст­ро-Венгрии.

В 1786 году правительством был опубликован подготовлен­ный комиссией «Устав народным училищам в Российской импе­рии», согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным) народные училища.

В учебный план главных училищ включались следующие пред­меты: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная исто­рия, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура.

Деятели Академии наук и Московского университета создали учебники по всем предметам, входившим в учебный план народных училищ, а также серьезный дидактический трактате «Руководство учителям народных училищ».

Вопросы и задания по теме

1. В чем состояли особенности начального периода развития образования на Руси?

2. Что являлось характерным для школьного обучения?

3. Под влиянием каких факторов сложились традиционные основы воспитания у русского народа?

4. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в началеXIII в.?

5. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.

6. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XIII в.?

7. Какие педагогические идеи, высказанные XIIIв.представляются вам значимыми для практики воспитания и в наши дни?

8. Какие цели и задачи преследовались учебно-воспитательными заведениями закрытого типа?

9. Какие начинания в области народного образования были предприняты во второй половине XIII в.?

Наши рекомендации