Четвертый комитет: Толерантность
- Преодоление препятствий на пути к инклюзивному образованию.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов в детских садах и школах. Обучаясь вместе, дети учатся преодолевать стереотипы, быть добрее, помогать и сочувствовать людям, нуждающимся в помощи. При инклюзивном образовании меняется отношение к инвалидности: она считается не недостатком, а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное образование – средство реализации права человека на образование, зафиксированное во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.
Чрезвычайно важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Это, например, физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным финансированием стоит проблема дополнительных расходов на организацию специальной комфортной среды, а также педагогической и психологической поддержки. Но, пожалуй, более значимыми оказываются социально-психологические барьеры. Примерами таких барьеров могут быть существующие негативные социальные предрассудки (некоторые родители выступают против инклюзивного образования, считая, что совместное обучение с инвалидами будет тормозить развитие их детей или травмировать их психику), установки воспитателей и учителей, не готовых психологически и методически проводить инклюзивное обучение, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д.
От успешного преодоления препятствий к развитию инклюзивного образования зависит реализация права на полноценное образование всех детей, интеграция детей с особыми потребностями в среду сверстников, а также способность завтрашних взрослых быть милосердными.
- Профилактика молодежного политического и религиозного экстремизма.
Экстремизм можно определить как приверженность крайним взглядам и мерам, форму выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религии. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология. Экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведет к возникновению и усугублению межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Политический экстремизм – это движение или течения, направленные против существующего конституционного строя. Как правило, политический экстремизм возникает на основе национального или религиозного экстремизма. Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории. Для экстремистов характерны: претензия на исключительность (мы лучше, сильнее) поляризованный взгляд на мир (все плохо, но мы - другие), убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения); ослабление связей с родной семьей, прежними друзьями; замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее склонна к протестному поведению. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет. Международный опыт показывает, что только запретительными мерами разрешить проблему экстремизма невозможно. Для преодоления этого негативного явления необходимо вести работу во всех сферах общества, принять меры, направленные на оздоровление социально-политической и экономической обстановки в стране. Конкретные предложения по профилактике экстремизма в молодежной среде предстоит выработать участникам конференции.