Не переставайте образовывать себя.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методология научного творчества.
Сущность понятий методология, наука, творчество
Сначала, как рекомендовал знаменитый философ Вольтер, надо договориться о понятиях, Что есть методология, что есть наука, что есть творчество?
Что есть методология
Методология научного творчества состоит, прежде всего, в овладении искусством творческого системного мышления, поиске и выявлении объективных закономерностей развития, принятии рациональных решений на основе комплекса научных знаний из разных областей науки и техники путем синтеза теоретических и экспериментальных исследований и представления конечного результата в обобщенной или конкретной формах.
Результатом научного творчества может быть, например, определение (открытие, формирование) нового принципа (законы, закономерности или их обоснование, доказательства), а также решение конкретной задачи (проблемы).
В соответствии с предложенным определением методологии научного творчества построено и данное учебное пособие, которое состоит из трех частей: первый посвящен развитию системного творческого мышления, а вторая и третья – приложениям его к решению отдельных проблем, в том числе к изобретательской, научной и образовательной деятельности.
В первой части представлен системный алгоритм творческого мышления (САТМ).
Во второй части рассматриваются разнообразные примеры применения методологии научного творчества в области строительства. Эти примеры учат не меньше, чем теоремы.
В третьей части научного творчества представлены в виде практикума:
· выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации);
· умение действовать и принимать решения в условиях неопределенности и нестандартных ситуаций;
· воспитание творческой личности;
· умение вести научные дискуссии и др.
Что есть творчество
Удивительный факт поразил меня после знакомства со многими книгами, посвящёнными творчеству: в них нет ясного определения понятия «творчество». Парадокс! Читатели не могут однозначно понять авторов различных книг... Уместно вспомнить высказывание Вольтера; «прежде чем говорить, договоримся о терминах».
«В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочетание таланта и чего-то неуловимого» (Эдуард де Боно).
«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно−исторической уникальностью» (Энциклопедический словарь). Определения творчества имеются в журнале «Альма − матер».
Системного, достаточно полного, целостного определения творчества автору найти не удалось (даже в учебниках по педагогике).
К сожалению, нет ни одного вузовского учебника, обучающего творчеству. В настоящее время, по мнению автора, назрела потребность в научном определении творчества как процесса. Осуществима реальная возможность такого обобщения как практической методологии.
Возможно, что к такому обобщающему единству в этом сложнейшем явлении жизни человека и не надо стремиться, если изначально условно подразделить творчество на такие два вида:
- первый - чувственное, эмоциональное, интуитивное творчество, происходящее спонтанно (по наитию), бессознательно (без участия сознания и разума);
- второй - рациональное творчество, основанное главным образом на мышлении, сознании.
Естественно, что такое деление условно, между этими видами нет перегородок и возможны комбинации и взаимопроникновение. Но такое деление позволяет допустить приемлемость многих существующих определений творчества для первого вида и их недостаток для второго.
Здесь рассматривается рациональное творчество, которое, по мнению автора, имеет место в научной, изобретательской, инженерной, педагогической, военной и другой поисковой деятельности.
Предлагается определение: рациональное творчество - это активный, целеустремлённый созидательный многоцикловый процесс поиска и достижения эффективного решения (результата) определённой проблемы, базирующейся на концепции (взаимоувязанной триаде):
- системный (функционально - структурный) подход;
- законы развития и функционирования систем;
- многообразные методы принятия решений.
Предложенная формулировка творчества обладает полнотой и имеет активную сознательную действенную направленность, которая позволила использовать её не только в научной и практической деятельности автора, но и в учебном образовательном процессе для студентов, естественно, с развитым методическим обеспечением и конкретизацией [Абовский, Н.П. творчество: системный подход - законы развития - принятие решений. – Красноярск: Стройиздат. М.: Синтег, 1998]. Схема алгоритма творческого процесса (САТМ) приводится в главе 1 данного учебного пособия.
3. Что есть наука?
Наука − сфера человеческой деятельности, функциями которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, получение новых знаний, раскрывающих научную картину мира.
Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развитие прикладных и фундаментальных исследований. Так, например, управление конструкциями, в том числе автоматическое, – новое направление науки. Сейчас создается новое научное направление – формообразование строительных конструкций, синтезирующее ряд более узких научных специализаций.
Открытие -новоенаучное достижение в процессе познания природы и общества, вносящие коренные изменения в уровень познания.
Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области человеческой деятельности.
Рационализация -усовершенствование, более целесообразное решение.
Эпохальными вехами в истории науки служат, например, законы механики, созданные Ньютоном, неэвклидова геометрия Лобачевского, периодическая система Менделеева, теория относительности Эйнштейна, открытие атомной энергетики, освоение космоса, компьютерные и нанотехнологии и многое другое.
Отметим научные разработки Красноярской школы механики и процессов управления:
· формулировка полной системы вариационных принципов теории упругости и теории оболочек и ее применение для вариационно-разностных методов расчета и разработки новых пространственных конструкций;
· приоритетные разработки управляемых конструкций, в том числе автоматически управляемых, подтвержденные многими патентами;
· применение нейросетевой технологии к строительным конструкциям, в том числе разработка нейроуправляемых конструкций и методы нейропрогнозирования;
· разработки конструктивной сейсмобезопасности и сейсмозащитных устройств;
· конструкции фундаментов, зданий и сооружений (опор трубопроводов) для строительства в сложных грунтовых условиях и сейсмичности;
· разработка системного алгоритма творческого мышления (САТМ), его применение для решения изобретательских задач.
Как начинающему включиться в областях научных разработок? У некоторых это получается спонтанно, интуитивно, как естественное стремление к познанию и удовлетворению собственного интереса, но есть и такие, кто включается в творческий процесс (см. гл. 2,3 данного учебного пособия).
К читателю
Не переставайте образовывать себя.
Академик Н. А Доллежаль.
«Между «знать» и «понимать» имеется
существенное различие…только понимание делает знание активным и творческим, а формальное знание– само по себе, без подлинного понимания, – стоит недорого.
Профессор Я. Г. Пановко
Это учебное пособие, кто желает сознательно анализировать свои действия (решения) и стремится постоянно образовывать себя, стремится к совершенству и научному творчеству.
Простое энциклопедическое накопление знаний и эрудиция не могут иметь ничего общего с творческим мышлением, познанием нового. Знать –еще не значит понимать. Надо научиться объединять эти две волшебные составляющие в единый творческий процесс. Даже прочитав (изучив) Большую энциклопедию, творческой личностью не станешь. Знание, примененное не в должном месте или не в нужный момент оказывается ложным, приносящим не пользу, а вред.
Только творческий подход позволяет найти и применить знания для решения проблемы. Поэтому надо не просто накапливать знания после окончания одного или нескольких вузов. Учиться и переучиваться, образовывать себя надо всю жизнь. Такова сейчас эпоха стремительного прогресса. Прежде всего надо научиться учиться, стать творческой личностью, познать законы развития, взаимосвязь явлений и событий и овладеть ими.
Казалось бы, что проще? Рассматривать проблему (явление) во взаимосвязи ее сторон (элементов), выстраивать цельную систему с учетом окружающих факторов, понять ее функционирование и конечные цели (результаты) и на этой основе принимать творческое решение. Или думать «с конца»: что надо изменить (или учесть), чтобы существующее положение привело к желаемому результату. Но весьма часто такой подход оказывается психологически труднодоступным для тех, для кого образование представилось как бессистемное нагромождение фактов, забивающих творческое восприятие, а самоанализ и самовоспитание развиты недостаточно. Это учебное пособие делает попытку открыть дорогу к овладению системным подходом – практической диалектикой, если это сам захочет читатель.
Надо поверить в свои изначально заложенные творческие силы и избавиться от заблуждения, что, например, «умные» машины (компьютеры) «выдадут» прекрасные решения, что в них надо только вставить исходные данные. В настоящее время все резче звучит, например, предостережение о том, что применение кем – либо составленных компьютерных программ без понимания их сущности и предпосылок часто приводит к ошибочным решениям, в которые слепо верят пользователи. И вся, казалось бы, исследовательская (или инженерная) задача превращается в гигантский обман с негативными последствиями.
Можно приводить много разных примеров того, что надо учиться, учиться творчески. Но неоспоримы, к сожалению, факты, что вузовские инженерные программы, составленные по государственным стандартам, на образование не нацелены. Проблема обучения творческому мышлению в нашем высшем (и не только высшем) образовании разработана недостаточно и не стимулируется.
Есть достаточно тонкий слой энтузиастов – педагогов, который по своей инициативе учит творчеству. Понятно, что это не надуманная проблема, а явление времени, особенно сейчас, когда в Российской Федерации происходит перестройка («ломка») высшего образования на зарубежный манер. При этом главным образом меняется структура образования (причем административными методами), а не содержание образования (чему и как учить).
Чтобы образование отвечало современным требованиям развития науки и техники, не только студентам, но и педагогам необходимо постоянно повышать свои знания, быть на передовых рубежах. Содержание обучения должно быть открытым и анализироваться вместе со студентами. Педагоги обязаны отметить, а студенты имеют право знать, чего нет в учебных планах, чтобы, столкнувшись в жизни с такими проблемами они не растерялись. В этом ряду следующие проблемы:
· умение искать, ставить задачу и находить нетрадиционные решения в соответствующих условиях, когда стандартные приемы нерациональны;
· принимать решения в условиях некоторой неопределенности;
· знания и умение анализировать и прогнозировать;
· применение новых технологий;
· поиск активных способов управления конструкциями и системами и др.
Мощным средством для решения этих проблем является творческий подход, умение думать.
Многие разделяют позицию, которая обоснована на страницах журнала «Aльма – матер» в 2006 г. известным ученым – философом, писателем и гуманистом А. А. Зиновьевым, который много лет работал в ведущих университетах Америки и Германии:
· «… теперь России навязывают систему образования, которую даже умные американцы считают катастрофической!»;
· «… курс на снижение интеллектуального уровня страны и идеологическое оболванивание населения применительно к новым условиям»;
· «… я полностью согласен с теми, кто считает, что у России остается пока одна возможность исторического выживания: образование, при полноценном функционировании которого страна еще может сохраниться в качестве исторически значимого явления».
С этих позиций книги, нацеленные на развитие качественного творческого образования, на активизацию инженерной исследовательской мысли обучающихся, имеют не только образовательное педагогическое, но и социальное значение для повышения интеллектуального уровня нашего общества.
Отметим, что для удобства пользователя учебного пособия библиографический список размещен согласно разделам (частям, семинарским занятиям…), т. е. в концентрированном виде применительно к каждой изучаемой теме. Цитаты и аргументация (рассуждения) в тексте книги снабжены конкретными ссылками на источник, в других местах даны белее расширенные ссылки на литературу, способствующие расширению кругозора читателя (как дополнительная литература).
Автор выносит огромную благодарность своим коллегам и друзьям за внимание к проблемам творчества в образовании и науки. Мы часто, к сожалению, не одариваем должным образом благородный труд своих помощников. Так пусть эти слова благодарности украсят их жизнь и принесут им радость и удовлетворение.