Понятийно-категориальный аппарат
Термины «инновация», «инновационный процесс» и т.п. в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Эти термины уже широко используется и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования и призванных сформировать отлаженную систему введения инноваций с целью реализации одного из основополагающих принципов современного образования -
По мнению Н.Р. Юсуфбековой, педагогический аспект инноваций проявляется в возможности удовлетворения личностных, образовательных, профессиональных потребностей людей в (профессиональной подготовке, овладении общей и профессиональной культурой, адаптации в профессиональной среде, развитии профессионально важных качеств личности, личностно-профессиональном развитии и творчестве и др.) при помощи разнообразных новшеств в области профессионального образования, воспитания, производства. Педагогическиеинновации обеспечивают более качественную и эффективную адаптацию и реализацию способностей и потенциала человека во всех сферах его жизнедеятельности – общественной, профессиональной, культурной, бытовой и т.д., формируют условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития личности будущего специалиста.
В.А. Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян, также полагают, что «инновации – процесс введения новшества вобразовательную си-стему». Сходное содержание в понятие «инновация» вкладывает Н.Р. Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмыс-ливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания».
Следует различать понятия инновация и новация. Новация – (синоним – новшество) - новшество, которого не было раньше (новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т. п.), а инновация – это нововведение, существовавшее ранее, но применяемое в данных условиях впервые, например, в школе, районе и т.д.
По мнению В.И. Загвязинского, новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования. Рассмотрение педагогической инновации как нововведения, то есть процесса, приводит к необходимости разграничить понятия «инновация» и «инновационный процесс», которые широко употребляются в современных исследованиях.
«Инновационный процесс чаще всего понимается как «комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств»О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. По мнению А.В. Хуторского, инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе образовательное нововведение.Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. трактуют понятие инновационный процесс какуправляемый процесс создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Исследуя содержание инновационных процессов, некоторые ученые связывают их, прежде всего с изучением, обобщением, распространением педагогического опыта.То есть на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. Отличие в терминах «инновация» и «инновационный процесс» может быть найдено, если рассматривать инновацию как процесс освоения новшества, но не всегда его рождение и разработку (можно осваивать заимствованное средство – методику, программу, технологию и т.п.), а инновационный процесс – как более широкое понятие, отражающее все возможные аспекты теоретической разработки и практического применения инновационной идеи.
Однако, для перехода в инновационный режим развития образовательной организации,определяющей является готовность педагога к инновациям.