Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывала период с 2009 года – по 2013 год и осуществлялась в несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – октябрь 2009 – май 2010 года – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; изучение возможностей применения УМК «Школа России» под редакцией П.П.Плешакова для развития познавательной активности;

II этап – основной (формирующий) – май 2010 – сентябрь 2012 года. На формирующем этапе учитель использовал различные методы исследования для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

III этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2012 -февраль 2013г.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Теоретическая база опыта

Работая над опытом, автор опыта обратился к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование опыту.

Методологическая база опыта такова:

Выготский Л.С. Педагогическая психология [1]

Проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривается в трудах Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой, [14; 15;].

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, С. М. Бондаренко) [8; 9; 10; 11].

Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и др.) [3;].

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Например, А.М.Матюшкин, С.Е.Мухина, Н.Ф.Талызина, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [6; 7;12].

Т.И. Шамова пишет: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей" [14, 196].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "Познавательная активность есть проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" [3, 11].

В соответствии с теорией Л.С.Выготского, развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [1].

Г.И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, «при устойчивом проявлении стремления к познанию» [15,140].

Таким образом, на основании проведенного анализа, определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной активности.

Теоретические положения формирования исследовательских навыков, используемые автором, отражены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Эти положения включают в себя следующее

Во-первых, исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В-третьих, исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

В-четвертых, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, автор опыта установил, что в процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения:

1.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

4.Умения работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся.

Условия реализации опыта

Для реализации опыта использовалась: Авторская программаначального общего образования курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), сборник «Школа России. Концепция и программы для начальных классов», руководитель проекта А.А. Плешаков, в 2ч. - М.: Просвещение, 2008г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» учеб.для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2009.

А.А. Плешаков «Окружающий мир» Рабочая тетрадь: 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. / Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2012.

Используемые приёмы, методы и формы исследовательского обучения можно применять при организации других уроков, на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.

Раздел ll

Технология описания опыта

2.1.Цели педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

Наши рекомендации