Построение развивающей среды в ДОУ
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
- Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
- Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
- Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- принцип активности, самостоятельности, творчества
- принцип стабильности, динамичности
- принцип комплексирования и гибкого зонирования
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
- принцип открытости – закрытости
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Варианты построения развивающей среды
- Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Использование помещений спальни и раздевалки.
- Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
- Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм.
- Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»:
- достраивание определённых деталей интерьера детьми;
- включение в интерьер крупных игрушек-символов;
- места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
- Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
Материально-техническое состояние и медико- социальные условия пребывания детей в ДОУ № 104
Здание двухэтажное, однокорпусное, имеет все виды благоустройства: центральное отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение. Все коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Весь имеющийся спортивный инвентарь и малые архитектурные формы ежегодно ремонтируются, красятся силами сотрудников и родителей, поддерживаются в хорошем рабочем состоянии.
Покрытие спортивных площадок травяное.
На каждом прогулочном участке имеется веранда с дощатым покрытием пола, песочница, малые спортивные и архитектурные формы (домики, кораблики, столы, скамейки).
На территории детского сада имеется разметка для обучения детей правилам дорожного движения, есть выносные дорожные знаки.
Также есть хозяйственное помещение, требующее существенного ремонта. В нем расположена кладовая для хранения выносного материала, в зимнее время - лыж, и инвентаря для труда как детей, так и взрослых.
Администрация ДОУ постоянно работает над укреплением материально- технической базы: по мере необходимости заменяется изношенные коммуникационные сети, сантехнические и бытовые приборы, устанавливаются недостающие в связи с новыми требованиями санитарных норм и правил, проводится отделка негорючими материалами эвакуационных выходов, приобретается новое оборудование и необходимый инвентарь.
Ежегодно в летний период силами сотрудников ДОУ с помощью родителей проводится косметический ремонт всех помещений детского сада.