Определение психологической атмосферы в семье

ОПРОСНИК ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ДИАГНОЗА (Т.ЛИРИ, Р.Л.ЛАФОРЖЕ, Р.Ф.СУЧЕК)

Метод для исследования интерперсонального поведения взрос-лых людей был создан в 1954 г. и представляет собой результат

широко ориентированного исследования большого количества специалистов, исследующих анализ интерперсональных аспек-тов личности. По мнению авторов, интерперсональные проявле-ния индивида являются многоуровневой «сеткой» и направлены на снижение тревожности. Человек постоянно находится в кон-такте с другими людьми, а его интерперсональное поведение мож-но классифицировать по 16 интерперсональным, расположен-ным по кругу переменным.

А — ДОМИНАНТНЫЙ — владеет, господствует, приказывает

(вызывает послушание), управляет, приказывает, руководит

В — ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ — хвастается, высокомерный, са-

модовольный, эксгибиционистический (вызывает недооценивание себя), дей-ствует уверенно, независимо

С— СОПЕРНИЧАЮЩИЙ — эксплуатирует, отвергает, отказы-

вает (вызывает недоверие), сопернича-ет, пробивается

D — АГРЕССИВНЫЙ — обвиняющее, саркастическое неласко-

вое поведение (вызывает пассивную ре-зистентность), решительное поведение

Е— ЭНЕРГИЧНЫЙ — нападает, действует недружелюбно (вы-

зывает неприятельское поведение), открытое, прямое, критическое пове-дение

Р — КРИТИЧЕСКИЙ — жалуется, озлобленное поведение (вы-

зывает наказание), правомерно и спра-ведливо бунтует, необычный

С — ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, подозрительный,

считает себя обойденным (вызывает не-дружелюбное поведение), обоснован-ная бдительность и скепсис

Н- СКРОМНЫЙ - осуждает сам себя, тревожное, винова-

тое поведение, не учитывающее себя самого (вызывает дерзкое поведение), действует застенчиво, чувствительно, скромно

/- УНИЖЕННЫЙ - без собственного мнения, подчиняется,

слабовольное поведение (вызывает уп-равление), слушается и честно выпол-няет свои обязанности

J — КОНФОРМНЫЙ — конформный, уступчивый, слишком

внимательный, действует слишком веж-ливо (требует совет и руководство), вос-хищается, учитывает других

К — ГИПЕРКОНФОРМНЫЙ — примыкает, умоляет помочь,

зависимый, со всем соглашается (вы-зывает помощь), доверяет, просит по-мощи

L — КООПЕРАТИВНЫЙ — делает компромиссы, всегда согла-

шается, слишком придерживается кон-венций (вызывает нежность), сотруд-ничает, принимает участие, соглаша-ется

М — ГИПЕРАФИЛИАТИВНЫЙ — требует дружеское поведе-

ние (вызывает любовь), милое, при-ятельское поведение

N— ГИПЕРПРОТЕКТИВНЫЙ — мягкое, слишком эмоциональ-

ное поведение (вызывает положитель-ное отношение), проявляет симпатии, поддерживает, действует мягко

О — ОТВЕТСТВЕННЫЙ — навязчиво перенимает ответствен-

ность (вызывает доверие), помогает, предлагает, дает

Р — АВТОКРАТИЧЕСКИЙ — навязчиво ищет и требует уваже-

ния, педантичный, догматик (вызыва-ет уважение), управляет, советует, учит

ТЛири приводит пять уровней анализа интерперсонального поведения личности. Особенно значимы уровни I, II и V. Уро-вень I содержит наблюдаемое поведение людей, т.е. поведение на основании оценки другими людьми. Уровень II содержит оцен-ку собственного интерперсонального поведения или оценку близ-ких людей — отца, матери, партнера, супруга и т.п. Уровень V отражает моральный профиль индивида, его идеальное «Я», че-рез систему описания идеала.

Исследования показали, что все 16 факторов имеют отношение к факторам «Доминантности-подчиненности» и «Дружественно-сти-враждебности». Это привело к заключению, что все интерпер-сональные факторы зависят от этих четырех. Их комбинирование определяет место индивида на круге, разделенном на четыре чет-верти с помощью вертикальной оси (доминантность-подчинен-ность) и горизонтальной оси (дружественность-враждебность).

определение психологической атмосферы в семье - student2.ru

Рис. 1. Факторы интерперсонального поведения

Отдельные интерперсональные факторы описываются авто-рами в трех разных аспектах (см. рис. 1):

1) внутренняя окружность — адаптивное поведение;

2) средняя окружность — тип поведения, вызываемого у дру-гих людей;

3) внешняя окружность — экстремальные тенденции. На рис. 1 цифрами обозначено:

1 — Стремление руководить, 3 — Стремление соревновать-

направлять, вести ся, напористость

2 — Самоуверенность, незави- 4 — Агрессивность, решитель-

симость ность

5 — Искренность, прямоли-

нейность, критичность

6 — Реалистичность, склон-

ность оправдываться, возмущаться, действо-вать нешаблонно

7 — Реалистичность, осторож-

ность, скептицизм

8 — Осторожность, чувстви-

тельность, скромность

9 — Склонность выполнять

чужие обязанности, по-виноваться

10 — Уважительность, склон-

ность к восхищению, подчинению

11 — Склонность спрашивать

совета, предлагать по-мощь, доверчивость

12 — Склонность соглашаться,

сотрудничать, участво-вать в общих делах

13 — Стремление любить, дру-

желюбие

14 — Стремление поддержи-

вать, добросердечность, склонность проявить симпатию

15 — Стремление помощь, что-

либо предложить, отдать

16 — Стремление вести дело,

советовать, учить

17 — Стремление кдоминиро-

ванию, проявление черт хозяина, руководителя

18 — Хвастливость, высокоме-

рие, самовлюбленность, самопредпочтение

19 — Стремление эксплуатиро-

вать, отвергать, отказы-вать

20 — Стремление наказать,

покарать, обидеть, сарка-стичность

21 — Стремление проявить не-

дружеские действия, аг-рессивность

22 — Стремление оправдаться,

проявив жестокость, не-довольство

23 — Стремление обидеть, дей-

ствовать подозрительно, недоверчиво

24 — Тревожность, самоуничи-

жение, самоосуждение, чувство вины

25 — Подчиненность, слабоха-

рактерность

26 — Послушность, подчинен-

ность, сверхуважение

27 — Верность, зависимость,

потребность в помощи

28 — Готовность идти на комп-

ромисс, соглашаться на любые условия

29 — Потребность в дружест-

венных проявлениях со стороны других, несдер-жанность в поступках

30 — Жалостливость, отзывчи-

вость, проявление без-граничной любви

31 — Безусловное принятие от-

ветственности на себя, готовность действовать в экстремальных условиях

32 — Стремление навязывать

уважение к себе; педан-тизм, догматичность

Было предположено, что отношение между двумя перемен-ными является нисходящей функцией расстояния между ними на окружности. Сумма баллов по отдельным факторам перево-дится в индекс, где доминируют факторы АР (вертикальная ось) и ІМ (горизонтальная ось). Расстояние от середины окружности до полученных показателей указывает на адаптивность или ма-лоадаптивность интерперсонального поведения. Специальные формулы определяют показатели по этим двум основным осям:

Доминирование (вертик. фактор) = = АР- НІ+ 0,7 (ВС + N0- JК- FG),

Дружелюбие (горизонт. фактор) = = LM- DЕ + 0,7 (N0 + JK- FG- ВС).

определение психологической атмосферы в семье - student2.ru

Рис. 2. Описатеяьные категории интерперсонального поведения

Отдельные типы интерперсонального поведения можно ха-рактеризовать не только по 16-факторной системе. Для клини-ческих и исследовательских целей удобно суммировать интер-персональный репертуар личности в восемь более широких опи-сательных категорий, полученных комбинированием смежных признаков. Для этого два соседних фактора были обьединены в один; тем самым получили 8 искомых категорий (рис. 2). Это позволяет характеризовать поведение как с точки зрения интер-персональных проявлений, так и с точки зрения реакций, кото-рые данный тип поведения вызывает. Так, для лиц с кодом АР, включающим факторы А (навязчивая доминантность) и Р (обще-признанная успешность), будут типичны следующие проявления.

Проявляют власть, силу и амбиции. В адаптивной форме это энергическое компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека; в экстремальной форме это автокра-тическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Этот тип вызывает поведение П (буквы обозначают тип поведения, соответствующий сектору в круге).

Эгоцентрическая личность — ВС (самодовлеющее самоутверж-

дение): В — самоуверенная независимость; С — самоутвержде-

ние как соперничество.

Выразительная ориентировка на самого себя, самолюбие, удов-летворенность собой, вера в себя. В адаптивной мере проявляет-ся независимость и вера в свои силы; в экстремальной форме — эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, повы-шение себя над остальными. Вызывает поведение типа СНП.

Агрессивная личность — БЕ (агрессивность и враждебность): Б — неласковая строгость; Е — бесцеремонная критичность.

Ее характеризует враждебная агрессивность, строгость в меж-личностных отношениях. В адаптивной форме это могут быть при-емлемые проявления жесткости, резкости, когда они учитывают ситуацию. Малоадаптивная форма представляет ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преиму-щественно для психопатов. Этот тип вызывает поведение РСН.

Недоверчивая личность — РС (недоверчивая невосприимчи-вость): Р — щепетильная сомнительность; С — упрямая подо-

зрительность.

Люди этого типа отличаются подозрительным отношением к социальной среде и дистанцией по отношению к людям. В адап-

тивной форме имеется в виду приемлемый критический подход к социальным отношениям. Малоадаптивная форма включает по-дозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение ВСБ.

Покорная личность — Ш (субмиссивность): Н — скромная робкость; / — поддающаяся пассивность.

Отличается скромностью, слабостью, даже самоунижением. В адаптивной форме проявляется скромность, робкость, эмоцио-налъная сдержанность, способность подчиняться; в малоадаптивной форме — это пассивное самоунижение, слабость, гиперсубмиссив-ность, без учета данной ситуации. Вызывает поведение ВС и ЪЕ.

Гиперконформная личность — ІК (слабовольная зависимость): / — восхищенная благодарность; К — тревожное доверие.

Характерные проявления зависимой конформности, мягкость, требование и ожидание помощи и советов. В адаптивной форме проявляется доверие и восхищение, адекватное данной ситуа-ции; в малоадаптивной форме — полная зависимость, отсутству-ют проявления независимости, враждебности и власти. Ведут се-бя боязливо и беспомощно. Вызывает поведение АРи N0.

Гипераффилиативная личность — ЬМ (аффилиация): Ь — доверчивая кооперативность; М — дружеская любовь.

Для этих людей характерны дружеский стиль общения и при-мыкание к другим людям, Адаптивная форма: экстравертирован-ное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочитание хороших социальных отношений; малоадаптивная форма — стереотипно приятное, любовное по-ведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других, быть положительным и поддерживать поло-жительные отношения. Вызывает поведение МК

Гиперпротективная личность — N0 (протективность, покрови-

тельство): N — слишком большая деликатность; О — альтру-

истическая ответственность.

Это разумные, успешные, деликатные, зрелые, самостоятель-ные и сильные люди. Дцаптивная форма — ответственное, дели-катное поведение, выбирает дружеский способ общения, помо-гает другим, завязывает эмоциональные контакты. Это положи-тельный социальный тип личности. Малоадаптивная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситу-

ации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за дру-гих. Вызывает поведение КЬ.

В окончательной версии метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, из них всегда восемь связано с одним из 16 фак-торов именно так, что они упорядочены по восходящей, отражая низкую, умеренную, высокую и экстремальную интенсивность данного поведения. На практике наиболее часто используются восемь указанных выше интерперсональных переменных с по-лярными факторами доминантности-субмиссивности и враждеб-ности-аффилиации (рис. 3).

определение психологической атмосферы в семье - student2.ru

Рис. 3, а. Интерперсональный диагностический профиль самоистязающего

субъекта

определение психологической атмосферы в семье - student2.ru

Рис. 3, б. Интерперсональный личностный профиль автократического субъекта

Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструк-ции отмечают ответы в бланке, причем могут оценивать поведе-ние других (системой наблюдений), (уровень I), самого себя или других лиц по инструкции (уровень II) и оценивать идеал (уро-вень V).

Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10—15 минут. Полученные результаты можно обработать несколь-кими способами. При этом данные заносятся в протокол отдель-ных обозначенных окружностей. Это позволяет определять тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным уровням (например, «Я» — отец — идеальное «Я», и т.п.).

7 Е. И. Рогов, кн. 2

Психометрические свойства были подвергнуты проверке не-сколькими способами. В рамках определения гомогенности зада-ний проверяли популярность вопросов и пришли к выводу, что популярность вопросов монотонно снижается. Отношение между вопросом и октановым показателем определялось подсчетом бисе-риалъного коэффициента корреляций, значение которого колеблет-ся в диапазоне 0,12—0,61, причем в основном принимает среднее значение. Социалъная желательность вопросов определялась сравне-нием оценок отдельных характеристик и свойств людей по пятибал-льной шкале. Корреляции для отдельных факторов и октанов прини-мали значение от 0,993 до 0,999. Отношения между принятием вопроса и его социальной желательностью являются более явными на уровне V (где только 20% коэффициентов корреляций было ниже уровня статистической значимости), чем на уровне II (где 39% корреляций оказалось ниже уровня статистической значимости).

Коэффициенты внутренней согласованности для факторов на уровне II принимают значения от 0,35 до 0,72, а на уровне V — от 0,16 до 0,66; для отдельных октанов на уровне II — от 0,62 до 0,75, на уровне V — от 0,46 до 0,74. Стабильность во времени (повторное предьявление спустя 10 дней) подтвердилась коэф-фициентами корреляций, которые принимали значение для от-дельных факторов от 0,63 до 0,81, а для октанов — от 0,69 до 0,80. Корреляционная матрица, отражающая отношения между данным методом и 16 РР, показала, что около 30% корреляций находится на уровне статистической значимости.

Проверка круговой диагностической модели подтвердила (с не-которыми отклонениями) круговое расположение интерперсональ-ных переменных. Результаты факторного анализа также подтвер-дили существование двух ортогоналъных факторов фОМ и ЬО\\0-

Метод можно успешно использовать для анализа социальной среды, групп равного характера и для анализа личности в группо-вой или индивидуальной психотерапии. Имеется положителъный опыт применения метода на практике (преимущественно в клини-ке, а также в трудовых коллекгивах) и в научных исследованиях.

ОПРОСНИК Т.ЛИРИ

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству и взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловитый и практичный.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Бланк ответов представляет собой таблицу, состоящую из че-тырех строк по 32 номера в каждой. В подобной таблице ответы

по каждому фактору оказываются сгруппированными в микро-матрицу (приведены 1-й и 8-й факторы), что облегчает подсчет суммы баллов без использования трафаретов.

 
 
 
 
   
 
               

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДДОЖЕНИЯ»

Метод «незаконченные предложения» применяется в экспе-риментально-психологической практике давно. Существует мно-жество его вариантов.

Здесь приведен вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к пред-ствителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положеншо и под-чиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимо-отношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до не-скольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предло-жения одним или несколькими словами».

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко...

2. Если все против меня, то...

3. Я всегда хотел...

4. Если бы я занимал руководящий пост...

5. Будущее кажется мне...

6. Мое начальство...

7. Знаю, что глупо, но боюсь...

8. Думаю, что настоящий друг...

9. Когда я был ребенком...

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной...

12. По сравнению с большинством других семей моя семья...

13. Лучше всего мне работается с...

14. Моя мать и я...

15. Сделал бы все, чтобы забыть...

16. Если бы мой отец только захотел...

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы...

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством...

20. Надеюсь на...

21. В школе мои учителя...

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

23. Не люблю людей, которые...

24. До войны я...

25. Считаю, что большинство юношей и девушек...

26. Супружеская жизнь кажется мне...

27. Моя семья обращается со мной как с...

28. Люди, с которыми я работаю...

29. Моя мать...

30. Моей самой большой ошибкой было...

31. Я хотел бы, чтобы мой отец...

32. Моя наиболыпая слабость заключается в том...

33. Моим скрытым желанием в жизни...

34. Мои подчиненные...

35. Наступит тот день, когда...

36. Когда ко мне приближается мой начальник...

37. Хотелось бы мне перестать бояться...

38. Больше всего люблю тех людей, которые...

39. Если бы я снова стал молодым...

40. Считаю, что болыпинство женщин (мужчин)...

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

42. Болыпинство известных мне семей...

43. Люблю работать с людьми, которые...

44. Считаю, что болылинство матерей...

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если...

46. Думаю, что мой отец...

47. Когда мне начинает не везти, я...

48. Больше всего я хотел бы в жизни...

49. Когда я даю другим поручение...

50. Когда буду старым...

51. Люди, превосходство которых я над собой признаю...

52. Мои опасения не раз заставляли меня...

53. Когда меня нет, мои друзья...

54. Моим самым живым воспоминанием детства является...

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...

56. Моя половая жизнь...

57. Когда я был ребенком, моя семья...

58. Люди, которые работают со мной...

59. Я люблю свою мать, но...

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это...

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей...

а) несчастливы, недружные, распались —2

б) нервные, не очень дружные —1

в) все одинаковы 0

Будущее кажется мне...

а) мрачным, плохим, странным —2

б) туманным, неприглядным —1

в) неясным, неизвестным 0

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Ключ

№ п/п Группы предложений   № заданий  
Отношение к отцу
Отношение к себе
Нереализованные возможности
Отношение к подчиненным
Отношение к будущему
Отношения к вышестоящим лицам

Окотание

№ п/п Группы предложений   № заданий  
Страхи и опасения
Отношение к друзьям
Отношение к своему прошлому
Отношение к лицам противоположного пола
Сексуальные отношения
Отношение к семье
Отношение к сотрудникам
Отношения к матери
Чувство вины

Исследованию методом «Незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для по-лучения искренних, естественных ответов. Но даже если тести-руемый рассматривает исследование как нежелательную проце-дуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отно-шений.

ТЕСТ-ОПРОСНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработан-ный В.В.Столиным, ТЛ.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлет-воренности браком, а также степени согласования-рассогласо-вания удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприя-тия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) труд-но сказать, в) неверно.

Инструкция испытуемому: «Внимательно читайте каждое ут-верждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семей-ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание; б) затрудняюсь отве-тить; в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся; б) нечто среднее; в) как неудавшийся.

4. Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Ва-шей супруги); б) трудно сказать; в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «при-едается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

6. Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других; б) трудно сказать; в) что Вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной.

а) да, считаю; б) трудно сказать; в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает поду-мать Вам о разводе.

а) верно; б) не могу сказать; в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга); б) трудно сказать; в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (суп-руга) — рядом с Вами.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

а) верно; б) затрудняюсь сказать; в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кро-ются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги); б) трудно сказать; в) скорее в Вас самих.

15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак: а) усилились; б) трудно сказать; в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

а) согласен; б) нечто среднее; в) несогласен.

18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупо-сти, говорит невпопад, неуместно шутит.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того поряд-ка и организованности, которых Вы ожидали.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек мень-ше всего может рассчитывать на уважение.

а) согласен; б) трудно сказать; в) несогласен.

23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) достав-ляет Вам удовольствие.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, Юв, 11в, 12а, ІЗв, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант от-вета (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисля-

ется 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитыва-ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон те-стового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво-ренности браком.

Нормы

Различия между средними для разводящихся и благополуч-ных достоверны по критерию Стьюдента (і = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для сред-них суммарных баллов равны:

для разводящихся (20, 76; 23, 36),

для «благополучных» (30, 92; 33, 34).

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обе-их выборок с уровнем значимости 0,05.

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверитель-ных интервалов. Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние квадратические отклонения равны 8.

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-ди-агностики испытуемого по его суммарному баллу.

Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные,

17—22 балла — неблагополучные,

23—26 баллов — скорее неблагополучные,

27—28 баллов — переходные,

29—32 балла — скорее благополучные,

33—38 баллов — благополучные,

39—48 баллов — абсолютно благополучные.

РЕВНИВЫ ЛИ ВЫ?

Умеренная ревность может внести даже какое-то разнообра-зие в семейную жизнь. Но когда ревнуют чрезмерно, жизнь пре-вращается в кошмар. Болезненная ревность уничтожает душев-ную связь супругов и не может не сказаться на ребенке. Итак, проверьте ревнивы ли Вы?

Отвечайте искренне и по возможности долго не раздумывайте.

1. Какова Ваша реакция, когда супруг разговаривает по теле-фону?

а) дожидаетесь конца разговора, чтобы узнать, с кем он говорил;

б) сразу же допытываетесь, с кем он говорит;

в) занимаетесь своим делом, не придавая значения разго-вору.

2. Что Вы думаете о любви?

а) она должна продолжаться всю жизнь;

б) человек может любить несколько раз в жизни;

в) хотелось бы верить, что любовь длится всю жизнь, но Вы считаете, что это утопия.

3. Что Вы чувствуете, когда Вам из-за работы необходимо про-вести ночь вне дома?

а) боитесь, что Ваша половина воспользуется случаем от-правиться с кем-то поразвлечься;

б) Вы даже одобряете, если она (он) это сделает;

в) никогда не задумываетесь над тем, что она (он) делает, пока Вас нет дома.

4. Вскрываете ли Вы почту, адресованную супругу?

а) нет;

б) только счета, квитанции;

в) всегда, если есть такая возможность.

5. Что Вы думаете о прошлом своего супруга?

а) Вас охватывает неприятное чувство, когда Вы думаете о тех, с кем он встречался;

б) стараетесь не думать об этом;

в) об этом никогда не задумываетесь.

6. Вам предстоит купить спальный гарнитур:

а) Вы выбираете широкую кровать;

б) предпочитаете отдельные с супругом кровати;

в) оставляете выбор на усмотрение супрута.

7. Вы неожиданно застаете своего супруга в глубоком раз-думье:

а) Вы считаете, что он (она) думает о вас;

б) хотели бы прочесть его (ее) мысли, чтобы узнать, не думает ли он (она) о другом;

в) не задаете никаких вопросов, потому что Вас это не за-нимает.

8. У Вас достаточно доказательств супружеской неверности:

а) Вы предлагаете поговорить откровенно, выяснить отно-шения;

б) решаете отплатить тем же;

в) отчаиваетесь, считаете, что жизнь разбита, но делаете еще одну попытку сохранить семью.

9. Со временем замечаете, что Ваш супруг становится все бо-лее чужим, далеким от Вас человеком:

а) Вы думаете, что это пройдет;

б) боитесь, что своими действиями или словами Вы дали повод для этого;

в) начинаете выслеживать супруга, вскрывать почту.

10. На встрече с друзьями Ваш супруг кокетничает с другими:

а) Вы не обращаете никакого внимания;

б) настаиваете, чтобы супруг прекратил это делать;

в) не делаете из этого драмы, но после гостей говорите с ним (ней).

11. Вам приходится на несколько дней уехать:

а) Вы ни о чем не тревожитесь;

б) часто звоните по телефону, особенно ночью;

в) ревнуете, но ничего не делаете.

12. Как Вы ведете себя во время сцены ревности?

а) находите эту ситуацию смешной и нелепой;

б) Вам это даже доставляет удовольствие;

в) Вы испытываете противоречивые чувства.

Подсчитайте очки:

1. а — 2, б — 3, в — 1

2. а — 3, б — 1, в — 2

3. а- 3, 6-2, в- 1

4. а — 1, б — 2, в — 3

5. а — 3, б — 2, в — 1

6. а — 3, б — 2, в — 1

7. а - 2, б - 3, в - 1

8. а — 2, б— 1, в — 3

9. а— 1, б — 3, в — 2

10. а — 1, б — 3, в — 2

11. а- 1, б-З, в-2

12. а — 1, б — 2, в — 3

12—20 очков — Вы совершенно не ревнивы (или Ваш супруг не дает Вам для этого повода).

21—28 очков — Вы ревнивы, но не агрессивны. Если Вам в голову и приходят черные мысли и охватывает недоверие, то Вы умеете проявить сдержанность и благодаря здравому смыслу ни-когда не доводите ссоры до «точки кипения», не применяете на-силия.

29—36 очков — Отелло — ягненок по сравнению с Вами. Вы — властный человек, многого хотите, Вам никогда не достает преданности. Тем самым Вы можете разрушить и самое нежное чувство.

ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ДРУГ ДРуТА?

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?

а) да — 1 очко;

б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет — 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно — 2.

2. Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, мо-жете ли Вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да — 0 очков;

б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обста-новка — 1;

в) об этом не может идти речи — 2.

3. Считаете ли Вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да — 1 очко;

б) не имею представления — 2;

в) я в курсе всех его проблем — 0.

4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнером о серьез-ных вещах в любое время?

а) да — 0 очков;

б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1;

в) в большинстве случает нет, потому что он не имеет вре-мени — 2.

5. Когда Вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова — 1 очко;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем — 2;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чу-жому — 0.

6. Когда Вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает — 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы — 1;

в) он всегда проявляет участие — 0.

7. Принимает ли кто-то из Вас важное решение, которое ка-сается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так — 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0.

8. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается — 1 очко;

б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0;

в) друзья меня лучше понимают — 2.

9. Не бывает ли так, что когда партнер разговаривает с Вами, Вы думаете о чем-то другом?

а) бывает и так — 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно — 0;

в) если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредо-точить свое внимание — 1.

10. В разговоре Вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?

а) непременно — 2 очка;

б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что і его волнует — 0; \

в) считаю, что мы оба должны делиться своими пробле-мами — 1. ;

І

А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе \

набранные очки. Итак... \

От 0 до 10 очков — в Вашей семье принято рассказывать о \

своих проблемах. Каждый из Вас делится тем, что его тяготит и \

партнер его внимательно выслушивает. У Вас нет потребности делиться с кем-то другам: друзьями, родственниками, потому что дома Вас понимают лучше.

От 11 до 29 — нельзя сказать, что в Вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд ве-щей, о которых Вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Сушествуют вопросы, о которых Вы не говорите и Вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь

рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...

ТЕСТ-ШУТКА: «ЖЕНЩИНА... МУЖЧИНА...»

Если Вы хотите узнать кто Вы: идеал, оптимист, ревнивец и т.п., то искренне ответьте «да» или «нет» на вопросы. При ответе «да» ставьте «+», при ответе «нет» — «—». После каждых пяти ответов смотрите, сколько у Вас получилось плюсов и минусов. Если болыпе положительных ответов, ставьте — «1», если отри-цательных — «0». И так далее. В итоге у Вас получится пять цифр. Найдите соответствующую комбинацию в ответах и про-чтите, что там о Вас сказано. Если же такого варианта не ока-жется, то это означает, что Вы были неискренни. Внимательно пересмотрите свои ответы. Желаем удачи!

1. Можете ли Вы сказать мужчине (женщине), что он (она) вам нравится?

2. Допускаете ли мужскую (женскую) хитрость?

3. Замечаете ли красивых мужчин (женщин)?

4. Прощаете ли недостатки ума у людей?

5. Можете ли ударить мужчину (женщину)?

6. Рассказываете ли Вы о своих любовных похождениях?

7. Свободно ли Вы себя чувствуете в обществе незнакомых мужчин (женщин)?

8. Советуетесь ли с кем-нибудь о своих интимных делах?

9. Признаете ли любовь с первого взгляда? •'10. Можете простить измену?

11. Любите ли Вы детей?

12. Нравится ли Вам пить и курить?

13. Можете ли Вы изменить любимому человеку?

14. Есть ли у Вас настоящее дело?

15. Любите ли*Вы броско одеваться?

16. Вы любите шумное общество?

17. Вы любите классическую музыку?

18. Можете ли Вы принять подарок незнакомого мужчины (женщины)?

19. Занимаетесь ли Вы спортом?

20. Любите ли Вы свою работу?

21. Ревнивы ли Вы?

22. Нравится ли Вам абстракция?

23. Любите ли Вы субботники?

24. Верите ли в приметы?

25. Любите ли Вы фантастику?

Ответы

Женщина Мужчина

— идеал — оптимист
— очаровательна — сильный духом
— ни рыба, ни мясо — ревнивец
— аферистка — очень умный
— легкого поведения — работяга
— женщина со вкусом — пошляк
— таких очень много 01111- - мрачный обольститель
— ни себе, ни людям 10001 - - закоренелый холостяк
— роковая женщина — паникер
— горе для мужчин — горе для женщин
— страстная — сердцеед
— паникерша — ворчун
— мужененавистница — храбрый заяц
— хитрая — таких большинство
— «синий чулок» — критик
— умная — нечто неуловимое
— легкомысленная — ловелас
— скандалистка — льстец
— болтушка — дарящий счастье
— ревнивица — добряк
— труженица — хитрый
— безалаберная — паразит
— модница — брачный аферист
— рукодельница — отличный любовник
— строгая — тонкая душа
— мегера — реалист
— холодная — интриган
— душа любого общества — «душечка»

Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ

ШКОЛЫ

Наши рекомендации