Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности
1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей – социализируются. В играх по правилам (настольных, спортивных) происходит развитие и тренировка физических и умственных особенностей. Игра приобретает особое значение и как специальный метод познания сложных и проблемных ситуаций (деловые, проблемные, ролевые игры).
2. Учебная деятельность – направлена на приобретение знаний, навыков и умений для будущей трудовой деятельности, является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Труд создал человека. Выделяют труд:
· физический (производство пищи, одежды);
· умственный (управление людьми, получение и распространение знаний, воспитание, обучение, развитие искусства, религии, науки).
43. Общение -это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
· Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.
· Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
· Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
· Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
· Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе основе взаимопонимания.
44. Человек живет не один, а в обществе среди многих других людей и постоянно общается с ними. Без учета этого факта трудно понять и объяснить психологию и поведение отдельно взятого человека, поскольку многие свои индивидуальные особенности он приобретает именно благодаря общению и взаимодействию с окружающими людьми. Правда, эти люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений.
С окружающими людьми у человека всегда складываются определенные отношения, и именно они оказывают наиболее существенное влияние на данного человека. Если бы мы могли знать и точно описать те отношения, которые у человека сложились на протяжении его жизни со всеми людьми, с которыми ему приходилось общаться, то все или почти все стало бы для нас понятным в его психологии и поведении. Если бы мы смогли спрогнозировать, с кем конкретно и какие і ношения в жизни сложатся у данного человека, то этого было бы достаточно чтобы с высокой степенью точности предсказать, какой личностью этот человек со временем станет.
45. Общениекак форма межличностного взаимодействия и актуальность проблемы развития коммуникативных навыков общения для подготовки будущего педагога.
· Общение является многогранным процессом, который изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой и другими науками.
· Общениеиграет значительную роль при решении практических задач педагогической деятельности. Форма обучения требует конкретных способов взаимодействия педагога и учащихся.
· Часто ученые в своих исследованиях по проблемам педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических просчетов и трудностей определяется не столько недостатками методической подготовки учительских кадров, сколько реформацией сферы профессионального педагогического общения.
· Процесс обучения и воспитания является определенной системой социально-психологического взаимодействия. Поэтому методическая структура педагогической деятельности всегда должна соотноситься со спецификой процесса общения, его уровнем, формами и т.д.
Леонтьев А.А., изучая коммуникативные умения личности, выделяет следующие компоненты умение общаться:
а) умение ориентироваться в условиях общения;
б) выбор содержания акта общения;
в) выбор средств передачи смысла актов общения;
г) поддержание обратной связи.
· Деркач А.В. и Кузьмина Н.В. указывают, что общение выступает не столько как обмен информацией, сколько как процесс взаимодействия и взаимовлияния. Во время общения, в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности ее участники получают разнообразные знания о себе, своих друзей, способы наиболее рационального решения поставленных задач. В общении проявляются эмоциональные состояния и переживания каждого участника и т.п.
· В труде Ломова Б.Ф. «Проблема общения в психологии» категория общения раскрывается - как существенная сторона человеческого бытия (отношения — «субъект-субъект»). Общение здесь является системой межличностного взаимодействия.
46.