Фаза уточнения вокальных навыков
Следующий этап формирования навыков — это фаза уточнения. Основные координации найдены, но протекают еще не достаточно чисто, на ограниченном участке диапазона, не на всех гласных, не удаются на слове. Выполнение их требует еще активного привлечения внимания певца. К этому этапу относится момент, когда певец, наконец, находит то верное распределение усилий, которое при минимальной затрате энергии приводит к образованию наилучших акустических качеств, соответствующих хорошо поставленному певческому голосу. Для тех, кто не имел от природы поставленного голоса и которым приходилось путем долгих приспособлений находить эту новую работу голосового аппарата, знают, что это существенный перелом. Получается ощущение, что сил тратится меньше, а голос звучит сильнее, звонче и лучше управляется. Нужные стереотипы в основных звеньях найдены, хотя и неустойчивы в различных музыкальных заданиях, не протекают достаточно гладко.
Основное, что характеризует этот этап, — это, наряду с укреплением найденной связи, развитие дифференцировочного торможения, благодаря которому тормозится все, что мешает слаженному певческому процессу.
Стадия уточнения заканчивается безукоризненным исполнением движений при разных заданиях на всем диапазоне голоса и на слове. В той стадии, когда основные координации найдены, особое внимание следует обращать на второстепенные, тонкие движения и на сохранение найденного в различных музыкально-текстовых ситуациях. Потому, наряду с общим повторением, надо акцентировать эти отдельные моменты, уточнять их выполнение. Совершенствование в искусстве не знает пределов и зависит от одаренности исполнителя,, от развитости его внутреннего слуха, других анализаторов, or творческой фантазии. Чем выше запросы исполнителя и чем
25*
придирчивее занимается педагог, тем точнее и тоньше он отрабатывает певческие навыки. Посредственность может остановиться на фазе весьма грубого освоения нужных движений.
Поскольку фаза уточнения навыка связана с развитием дифференцировочного торможения, убирающего лишние движения и перенапряжения мышц, необходимо постоянно делать указания, привлекая внимание к верному качеству звучания и подсказывая приемы, которыми следует убрать и затормозить ненужные напряжения. Надо подкреплять положительными словами нужное звучание. Все тонкие недочеты исполнения лельзя устранить сразу, поэтому следует давать задание, чтобы ученик следил за одним-двумя элементами, не более, и после исправления их выдвигать следующее задание. Очень важно последовательно и постепенно вести все более и более тонкую отработку навыка.
Попытки одновременного исправления многих из этих недостатков распыляют внимание и утомляют ученика. Он становится неспособным выполнить задание и быстро устает, теряет внимание. Результат работы резко снижается.
Иногда то, что ранее получалось очень хорошо, — вдруг начинает выходить хуже. Не следует этим смущаться, так как это чаще всего носит временный характер.
В периоде уточнения, когда неожиданно включаются лишние движения, ученик начинает петь хуже, тогда нужно сделать больше перерыв между занятиями: молодые, ненужные связи угаснут быстро, а прочно выработанные координации останутся. В певческой практике, заметив неверное звучание, нарушающее правильное исполнение, рационально отложить на какое-то время это произведение или упражнение, переключиться на другие, где качество певческой функции не нарушается.
Следует помнить, что «ход дифференцировок,.. — писал И. П. Павлов, — может быть как почти прямолинейным, так и волнообразным, и последнее не всегда может быть отнесено к каким-нибудь внешним нарушающим влияниям, а, вероятно, связано с колебаниями внутреннего нервного процесса, при этом происходящего» 1.
Причиной таких волн, замедлений в уточнении движения, четких дифференцировок, могут быть сопутствующие движения, закрепившиеся в начальной фазе образования навыка. Иногда сбивает и старый сходный навык, который мешает осуществлению нового. Это довольно частые случаи у певцов. Бывает, что певец не может побороть в себе чувство боязни, осторожности в связи с изменившимися внутренними и слуховыми ощущениями. Ему кажется, что в новой манере голос «не звучит», что дыхание «не опирается», что его не будет слышно в зале и т. п. Все это может являться большим внутренним тормозом к со-
1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 135—136.
вершенствованию навыков. Вера в метод педагога, пример' других учеников, оценка звучания со стороны друзей или старших товарищей, магнитофонная запись своего голоса, — все это средства борьбы с эмоциями страха и неуверенности.
В начале освоения нового навыка частота занятий имеет особенно большое значение для успешного его формирования, что, как мы помним, связано со свежестью образованных следов, которые следует чаще подкреплять. Чем более отработаны навыки, чем прочнее связи, тем менее болезненно сказываются большие перерывы между занятиями.
На этом этапе навыки еще не достаточно устойчивы к различным сбивающим моментам: к перемене обстановки, к пению на публике или перед лицом комиссии. Нарушаются они также-от различных эмоциональных состояний ученика.