Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Бразилии включает в себя следующие основные ступени:
Система образования Бразилии включает в себя следующие основные ступени:
- начальное образование длительностью пять лет;
- среднее образование (общее и профессионально-техническое) длительностью от четырёх до семи лет;
- высшее образование (университетское и неуниверситетское) длительностью от четырёх до семи лет.
Для поступления в вузы Бразилии требуется свидетельство о
законченном среднем образовании, форма которого различна в каждом отдельном штате. Кроме того, согласно закону о направлениях развития и основах народного образования, каждое высшее учебное заведение проводит по своему усмотрению вступительные экзамены.
Высшая школа Бразилии представляет собой множество самостоятельных, не связанных друг с другом учебных заведений, которые оставляют за собой право практического решения большинства вопросов. В частности, они по своему усмотрению определяют объём учебных планов, требования к абитуриентам на вступительных экзаменах.
Все высшие учебные заведения можно разделить на четыре типа: университеты, институты и высшие школы, так называемые «федерации» - союзы учебных заведений, отдельные факультеты, существующие на правах вузов.
По окончании курса обучения в университетах выдаются дипломы бакалавра, лиценциата, магистра или присваивается профессиональное звание.
Институты и высшие школы ведут подготовку по определённой группе специальностей (как правило, технической и сельскохозяйственной). Длительность обучения в таких вузах составляет четыре – пять лет, по окончании присваиваются профессиональные звания.
После трёх лет обучения выдаются:
на инженерных отделениях университетов – диплом технолога или старшего технолога (Tecnologo em mecanizacao agriola).
Данные дипломы по существу могут быть приравнены к дипломам среднего специального образования.
Первой академической ступенью, присваиваемой университетами Бразилии, является звание бакалавра. Диплом бакалавра выдаётся после четырёх лет обучения:
по естественно-научным специальностям – диплом бакалавра физики (Bacharel em fisica); диплом бакалавра химии (Bacharel em quimica); диплом бакалавра биологии (Bacharel em biologia);
по гуманитарным специальностям – диплом бакалавра литературы и педагогики (Bacharel em letras a pedagogia); диплом бакалавра философии (Bacharel em filosofia); диплом бакалавра общественных наук (Bacharel em ciencias sociais).
Звание и диплом бакалавра права (Bacharel em dereito) и бакалавра ветеринарии (Bacharel em medicina veterinaria) присваивается после пятилетнего курса обучения.
К дипломам бакалавра приравниваются отдельные профессиональные звания, присваиваемые после четырёх лет обучения в вузе, например, звание старшего промышленного химика (Quimico industrial superior), которое можно получить в ряде инженерных школ.
Выпускникам гуманитарных факультетов университетов, имеющим степень бакалавра, после дополнительного года обучения может быть присвоена степень лиценциата (Licenciado), например лиценциат филологии (Licenciado em letras). Данное звание является, по существу, второй академической ступенью.
По завершении четырехлетнего курса обучения в Высших сельскохозяйственных школах и на сельскохозяйственных факультетах университетов выдаются дипломы инженера-агронома (Engenheiro agronomo) и инженера-лесовода (Engenheiro forestall).
Профессиональное звание инженера с указанием специализации – инженер-механик (Engenheiro mecanico), инженер-строитель (Engenheiro civil) – присваивается после пяти лет обучения в Высших инженерных школах и на технических отделениях университетов.
Обучение по медицинским специальностям длится шесть лет и заканчивается присвоением профессионального звания врача (Doctor) или врача-стоматолога (Medico-stomatologo).
Для получения степени магистра не существует единых норм. В ряде вузов в соответствие со старыми планами обучения данная степень приравнивается к званию лиценциата (т.е. присуждается после одного года дополнительного обучения при наличии степени бакалавра). В результате реформы образования, проведённой в конце 40-х годов, обучение на степень магистра стало рассматриваться как последипломный цикл высшего образования длительностью от одного до двух лет, заканчивающийся подготовкой и защитой, которая по своему уровню соответствует дипломной работе выпускников советских вузов.
Из-за отсутствия единства в системе высшего образования Бразилии в настоящее время действительны оба звания.
Высшие научные степени – доктор наук (Doctor em ciencias, D. Sc) и доктор философии (Philosophy doctor, Ph. D.) присваиваются лицам, имеющим диплом о высшем образовании и прошедшим дополнительный курс обучения длительностью от двух до трёх лет.
Венесуэла
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 681 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | . . . |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | . . . |