Педагогическая симфония Учителя.
Устремленные к Свету 6
Мысли в последние дни ноября...
Вечерело. Солнце склонялось к закату, скользило косыми лучами по заснеженным, словно одетых бриллиантовой корою, вершинам гор. Ниже, прикрывая деревья и кусты, стелется голубоватой дымкой туман...
Зима часто начинается с холодных ветров и солнечных морозных дней, пришедших на смену дождливой поздней осени. Уже давно сбросившие листья деревья погружаются в глубокий сон. Яркое солнце светит всего несколько часов в сутки и совсем не согревает.
Так начинается зима, но не в Грозном. Нет холодных ветров, дни солнечные, но не морозные, деревья сбросили листву, но не погрузились в глубокий сон. Над городом синее, огромное и удивительно нежное небо.
Вторая половина дня третьего декабря было пасмурным. Как-то стало грустно от того, что бездонное небо скрылось за серыми и унылыми облаками. Какое-то непонятное состояние тревожности... Это же состояние не покидало и вечером и ночью на четвертое декабря. Попыталась заснуть пораньше, но сон то не шел, то я проваливалась в него, а после двух часов полуночи он и вовсе пропал. Все то же тревожное состояние щемило сердце. Предчувствие чего-то не покидало. Тревога усиливалась доносившимися отдаленными отрывистыми звуками. Я подходила к окну, вслушивалась, всматривалась в соседние дома. Там кое-где в окнах все еще горел свет. Люди давно спят. "Наверное, кто-то, мается, как я "- думала я, останавливаясь взглядом на окнах, где горит свет... .
Тишина, и только слышны эти звуки... . Разум понимает, и слух четко улавливает, вот только сердце не хочет признавать, что это может быть... стрельба.
Под утро я уже интуитивно знала, что что-то произошло. Стала собираться на работу. Мои домашние забеспокоились: "Какая работа... ". Но в том, что я сейчас поеду на работу, сомнений не было никаких. Я не имела права поддаваться панике и отсиживаться. От этого зависело многое..., в том числе и предстоящие Педагогические Чтения... .
Кто-то может подумать: да что там зависело от того, пойдешь ты на работу или нет. И он будет скорей прав. Возможно... ничего... . Что я могу...? Разве что поделиться своей Верой, Убежденностью и Уверенностью? Стремлением победить страх и донести до людей, что Всевышний укрепит наши устремления на пути Добра, Красоты и Чистоты намерений наших...? Много это... или мало...?
Не знаю... . В тот момент мне казалось очень много...
Восемь часов утра 4 декабря. День начинался. Природа, как-будто чувствуя тревогу людей, замерла. Мало машин и людей. Я выехала на улицу Айдамирова в сторону центра города. В районе Дома печати увидела огромный столб густого черного дыма. На пересечении улиц Айдамирова и Маяковского остановили ребята, которые стояли в оцеплении. Поинтересовавшись куда я направляюсь, они объяснили как удобнее добраться, объезжая центр города. Через минут пятнадцать я была на месте... .
Потом пошли звонки. Разрывался телефон мобильный, стационарный. Вопросов было два: "Ты где? Что у вас происходит?". Я отвечала: "На работе..." и на том конце провода слышались облегченный вдох и слова: "Слава Богу. Если ты на работе - значит все не так страшно, как преподносят".
Кому-то очень не хочется, чтобы у нас был мир, чтобы смеялись дети и радовались их родители, но Всевышний милостив, хоть и заплатили мы дорого за спокойствие дней последующих за 4 декабря, но, благодаря мужеству павших ребят (да пребудут их души в Раю) и решительным действиям Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, город Грозный и вся республика живет спокойной и размеренной жизнью.
Эти безрадостные события, ставшие в нашей стране темой дня 4 декабря, не помешали открытию Шестых Кавказских Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике, которое состоялось 16 декабря. Наоборот, мы ждали до 300 человек, а приехало и пришло более 500 педагогов из регионов Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Москвы и Чеченской Республики. На образовательный форум собрались думающие, горящие внутренним огнем учителя, для которых каждый ребенок уникален.
Этот форум стал подтверждением тому, что, тьма никогда не победит СВЕТ, зло не победит ДОБРО, ибо Всевышний не на стороне тех, кто покушается на мир и спокойствие людей.
Мы не имеем права быть слабыми, так как «Учитель создает нацию», как сказал Ахмат – Хаджи Кадыров. В этом коротком выражении все: будущее целого народа, государственный подход, ответственность учителя за себя за свою профессию, за это будущее и перед этим будущим. Кто или что нам поможет в нелегком пути? Что мы возьмем с собой? Нашу Веру? Наши убеждения и устремления? Наши просветленный разум, пытливый ум и опыт? Наши традиции и мудрость предков? Все это мы возьмем с собой. А еще нам нельзя забывать, что учитель может указать путь только тогда, когда он совершенствует, облагораживает, просветляет, укрепляет, возвышает свой Дух, так как предстоит взращивать сознание и подсознание учеников, тонко касаясь их Душ и Сердец. Учителю нельзя забывать о духовном общении с ребенком, потому, что "ребёнок есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которой ведущей является Природа Духовная". И по словам В. Сухомлинского именно "с духовного общения, в котором человек отдаёт свои богатства, свою внутреннюю красоту другому человеку, как раз и начинается творение человеком человека. В том, что частица его души отдаётся кому-то, принадлежит кому-то, человек видит огромное счастье. Дать это счастье каждому, не оставить никого одиноким среди людей– вот важная задача воспитания".
Наш общий дом, страна наша, весь мир переживает время трудных испытаний, и от духовного состояния каждого человека зависит, как мы их выдержим. Духовность — это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть человечеству.
Духовность - это бесконечный путь самосовершенствования для каждого из нас, который должен быть не просто самоцелью, но с глубоким пониманием, что все, что приобретаем важно использовать для помощи детям, людям, Природе.
Духовное пробуждение личности возможно лишь в диалоге, при доверительных взаимоотношениях. Учитель не может по своему разумению изменить душу ребенка. Путь к ней труден и требует большой работы учительского сердца и души, целеустремленности и доброты. Но учитель может помочь пробуждению живительных духовных сил, скрытых в глубине души ребенка, не как объекта исследования, постановки диагноза и воздействия, а как субъекта живого общения, в котором он свободно раскрывается. И далеко недостаточно словесное, теоретическое признание духовного мира ребенка, здесь учителю необходимы глубина, красота, сила собственного духа.
Духовная и нравственная позиция учителя - область его свободного выбора и личной ответственности.Самопознание возможно при устремленности к знаниям, при волевых усилиях, при бесконечном развитии сознания, разума – а это уже помощь духа в его делах.
«Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает», – писал О. Бальзак.
Но на одной воле далеко не уйти, важно любить то, что хочешь познать и важно любить тех, кого поведешь к познанию . Вот главная задача учителя – помочь себе, а потом и ученикам самосовершенствоваться в любви, доброте, милосердии, в познании и умении общаться, в наработке самоконтроля и достоинства, терпимости и терпения, благородства и оптимизма.
Познать себя – значит познать мир, Вселенную, ибо существует закон подобия: Исток Жизни в Космосе – Великие Душа, Дух и Сердце Космоса задают Законы и Ритм космическим путям эволюции. Основа существования человека – свет души и биение сердца. Вокруг солнц вращаются планеты, а вокруг души – энергии чувств, мыслей, ценностей.
Уже совсем стемнело, когда я проводила последних гостей и участников Чтений. Теперь можно и домой. Решила пройтись пешком. Не мешал мелкий моросящий дождик. Тепло от воспоминания событий последних двух дней. Светлые лица, искренние улыбки, пылающий огонь творческого горения... Мысли несутся по просторам памяти, но теперь они выстраивают невидимые нити к устремлению, к одному намерению, чистому, как родник, благому, как вовремя оказанная помощь и необходимому, как свежий воздух: во имя Творца нашего и будущего детей сделать все, чтобы учитель стал светел ДУШОЙ и МЫСЛЬЮ, красив и крепок ДУХОМ, силен в ЗНАНИЯХ и благороден в ПОСТУПКАХ. Если не все, то хотя большая часть..., хотя бы десяток..., хотя бы два.., один... . Тогда он - УЧИТЕЛЬ - благородный, красивый и сильный духом, со светлой душой и мыслью, имея обширные знания - может "сеять добрые дела, облагораживать поступки и взращивать способности" не одного поколения детей.
Х.З. Султанова,
Рыцарь Гуманной Педагогики
Человеческая высота
Человеческая высота - это высота духа человека и подняться на эту высоту могут только духовные люди. Она (высота) не имеет венчанной чем-то вершины, скорее это - склон на подъеме. Это обозначение духовно-пространственной точки, на котором находится человек без географических координат, здесь духовные координаты.
Широта духовных координат - это доброта сердца. Долгота духовных координат - это любовь сердца.
Точка пересечения их - это Истина Сердца. Вот почему истина каждого момента жизни своя.
Сегодня духовные координаты наши пересеклись здесь в Грозном, здесь и Истина моя. Третий год участвую в Кавказских Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике в Грозном. Не только вижу, чувствую духовный подъем учителей Чеченской Республики, живущих в Гуманной Педагогике. Вижу их вдохновенное желание показать это на своих уроках. Вижу стремление власти (не только Министерства образования и науки Чеченской республики) помочь учителям в этом духовном подъеме, который облагораживает их же самих. Наверное, только здесь власть поддерживает инициативу, исходящую от людей, в данном случае - учителей и делает его частью своей работы, рассматривает его как свое кровное дело. Известно мнение Шалвы Александровича: «Там, где власть против Гуманной Педагогики, я туда не еду. Зачем навязываться...». А Шалва Александрович вместе со своим сыном Паатой Шалвовичем были здесь уже во второй раз. Надо было видеть радость и счастье на лицах людей, встречающих, слушающих Шалву Александровича в течение двух дней. Словами это не передать, это действительно был момент Истины. А организатор Педагогических Чтений Султанова Хулимат Зелимхановна - начальник отдела национальной образовательной политики и регионального сотрудничества, а также руководитель республиканского центра Гуманной педагогики, использовала по максимуму возможности присутствия Шалвы Александровича на Чтениях. В день несколько раз учителя имели возможность общаться с Учителем. Чеченская Республика действительно объединила всех учителей Северного Кавказа (Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Ставропольский и Краснодарский края). Только из Республики Дагестан в работе Чтений принимали участие около 70 учителей. Возрожденный, прекрасный Грозный - это символ Стойкости, Мужества и Веры народа в свое светлое будущее.
Еще более значимое событие - это Возрождение образования в Чеченской Республике на основе духовно-нравственных ценностей. Потому ценности Гуманной Педагогики здесь не только понятны, они востребованы жизнью самого народа, ибо духовность, нравственность, не на словах, а на деле - это стержень менталитета народа, уклада его жизни. И это было видно на каждом шагу. Здесь ценится не словоблудие, не изощренная развязность великосветских манер, а определенность, честность и справедливость. Да, здесь свой уклад жизни, который отличается от других мест России, но этот уклад не мешает живущим, приезжающим чувствовать себя комфортно. Здесь очень легко и просто - принимаешь все как некое долгожданное, которое стало явью. Ибо все это человечно, духовно и нравственно.
Спасибо организаторам Чтений, до встречи в марте 2015 года.
Клим Султанов, председатель Дагестанского
центра Гуманной педагогики
Педагогическая симфония Учителя.
Правду говорят: нельзя обижаться на Судьбу, если она тебе улыбается!
А если она тебя одарила встречей, о которой ты мечтал долгие годы становления в профессии, то ее надо бесконечно благодарить…
Не иначе как подарок Судьбы я расцениваю участие в состоявшихся 16 -17 декабря в г. Грозном VI Кавказских Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике с участием Шалвы Александровича Амонашвили и Пааты Шалвовича Амонашвили – Мастера и его талантливого Ученика.
Два дня все те, кто так или иначе причастен к таинству воспитания Души ребенка, были участниками и очевидцами потрясающего действа, которое по степени наполненности духовным содержанием и по силе воздействия сродни Высокому Искусству. Казалось, Гимназия №12 на эти два дня превратилась в филармонический зал, до отказа заполненный искушенными зрителями, и под ее сводами все звучат и звучат волшебные звуки Музыки, проникающие в самые затаенные уголки души, окрыляющие ее и поднимающие над обыденностью, чтобы она – душа - осознала истинное свое предназначение в этом мире.
Вся философия Гуманной Педагогики, ставшая для Мастера и его единомышленников образом жизни - в заповеди Ш.А. Амонашвили: любовь и преданность ребенку творят чудеса.
Именно под знаком этой формулы, простой по форме, но сложной, многотрудной по воплощению, не имеющей аналогов достижения цели гуманной педагогики, проходили все мероприятия программы Чтений. Остается изумляться, какой насыщенной получилась программа, и как она была исполнена без сбоев, на одном дыхании, будто по волшебному, едва уловимому движению дирижерской палочки.
… Педагогическая симфония Шалвы Амонашвили звучала в Грозном, как и во многих других уголках страны и мира, для тех, кто, однажды услышав ее чарующие звуки, никогда не забудет ее. Многие, очень многие из тех, кому посчастливилось увидеть Мастера, слушать его Слово и услышать, ощутить сердцем Свет, исходящий от его наполненной Любовью души, уже не смогут жить, как прежде. Ведь они увидели воочию, что может сотворить с детьми любящее сердце наставника!
Нет сомнения, что эта встреча для каждого, кто не мыслит себя вне профессии педагога, стала началом Восхождения к высотам духовности. Вместе с учениками.
Ц.А. Калманова,
доцент кафедры МНО
факультета педагогики и психологии ЧГПИ
Шестые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике в Грозном стали для нас очередной ступенькой на пути духовного самосовершенствования .
В гимназии №12 г.Грозного, где проходили Чтения, нас встретили, как всегда, радушно. Улыбались дети и взрослые, все было подготовлено к творческому проведению Педагогических Чтений. Выступление детей и учителей при открытии и закрытии Чтений, представленные мастер-классы были демонстрацией «Гуманной Педагогики в действии».
Мы увидели, что педагоги Чеченской Республики учат детей любить Родину, ценить и бережно хранить духовные ценности , многовековую культуру и обычаи своего народа, уважать труд, красоту и достоинство человека. Они на деле показывают гуманное отношение к детям, в каждом прослеживалось успешное «взращивание в себе творящего терпения» и овладение «искусством любить детей».
Уроки нашего Учителя - Шалвы Александровича Амонашвили незабываемы - они, как лучи света, рассеивают тьму самодовольства, высокомерия и невежества.
И еще, на этих Чтениях стало ясно, что мир спасет красота духа, но путь к ней труден и требует большой работы сердца и души, целеустремленности и доброты.
Я счастлива, что мне удалось быть участницей этих Педагогических Чтений, они дали мне новый импульс к творчеству и распространению идей гуманной педагогики в нашем городе.
Спасибо организаторам, Министерству образования и науки Чеченской Республики, дорогой Хулимат Зелимхановне, которая является истинным Рыцарем Гуманной Педагогики и, как настоящий лидер, ведет за собой десятки и уже сотни учителей.
Низкий Вам поклон и пожелания здоровья крепкого, благополучия, радостей и счастливого детства всем детям!
А.Н. Алиева, руководитель городского Центра гуманной педагогики, Рыцарь Гуманной педагогики,
Заслуженный учитель Республики Дагестан,
Почетный работник РФ
* * * * *
Это были незабываемые дни! Я ощущала в себе очищение и духовную близость со всеми участниками 6-х Кавказских Педагогических Чтений. Сама тема Чтений:" Учитель,укажи путь красоты духа" не могла оставить равнодушной никого из нас, кто прибыл в эту красивую Республику, где живут гордые и любящие свою Родину люди. Все три дня мы были погружены в поиски красоты духа. Тот, кто не может жить без детей, кто постоянно работает над собой, совершенствует свои личностные качества и свой духовный мир, я думаю, что найдет прямой путь к душе каждого Ребенка. Особенно запали в душу слова Шалвы Александровича "Кроме добра и любви для нас другого пути в педагогике нет".
Давайте жить в Добре, Любви, в Вере и Красоте!
П. Зулаева,
начальник управления образование,
Почетный работник общего образования,
Учитель Гуманной Педагогики(серебряный знак)
* * * * * * *
«Учитель, укажи Путь Красоты Духа!» под таким лейтмотивом прошли с 15 по 17 декабря 2014 года VI Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной педагогике в прекрасном городе Грозный Чеченской Республики.
Посчастливилось и мне принять участие на этих чтениях. Хочу выразить огромную благодарность всем , кто причастен к организации и проведению Педагогических Чтений. Уверена , что всё, о чем говорилось на Чтениях нашло отклик в душе каждого педагога, кому не безразлична судьба подрастающего поколения, потому что без Духовности и нравственности Педагог не имеет права приближаться к Ребенку!
Искренне желаю всем нам не казаться , а быть Человеком, Учителем!
Райганум Сепиханова,
ведущий специалист Управления образованием, Отличник образования Республики Дагестан, г.Буйнакска.
* * * * *
Великая исповедь
Самым настоящим откровением для меня, педагога с двадцатисемилетним стажем, стала поездка на Шестые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике в горорд Грозный. Казалось бы, насколько очевидны и истинны постулаты Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, которые составляют сокровищницу педагогической классики. Всё верно и неоспоримо. Однако жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются, наконец наши дети. Они требуют совершенно иного в отношении и воспитании.
Да, педагог обязан любить ребёнка, но в сочетании авторитарным стилем, который позволяет крепко держать его в своих руках, и не позволяет уклоняться вправо и влево, трудно добиться ответной любви и взаимности.
Шалва Александрович позволил взглянуть на традиционный урок совершенно с другого ракурса. Любовь к детям облекалась настолько в осязаемые формы, что не только ученикам, но и нам, зрителям, досталось её огромная доля. Учитель опустился с кафедральной высоты своего статуса на уровень ребенка( и в буквальном смысле тоже) , приседая на корточки возле него и нашептывая ему на ушко что то, он как будто пытался достучаться до его сердца и его чувств. Как не полюбить такого учителя?
Я приехала из Грозного осветленная и одухотворенная. Мысли и чувства переполняли меня. Как хочется, чтобы вокруг нас было светло и ярко, тепло и душевно, мирно и спокойно. Как хочется, чтобы наши дети шли на урок не только для того, чтобы получить знания, а исповедаться в своей большой любви к учителю , который будет хоть чуточку похож на Великого Педагога с большой буквы Шалва Александровича Амонашвили.
З.Х. Пахрутдинова,
зам.начальника Управления образованием
* * * * * * * *
Посещение Педчтений по Гуманной Педагогике любого уровня – событие неординарное, отвлекающее от повседневной рутины. Ты словно попадаешь в другое измерение, где царствуют высшие ценности, чистые помыслы, светлые устремления.
Эти ощущения многократно увеличиваются, когда посчастливится воочию увидеть знаменитого Учителя, услышать его мысли и рассуждения, а затем и убедиться, что теория у него не расходится с практикой.
Бесспорно, мастер-класс педагога – новатора Ш.А.Амонашвили - изюминка Педчтений. Никакое самое тщательное изучение философских концепций знаменитостей (и даже видеопросмотр их выступлений!) не заменят живого восприятия их авторов. Именно в живом общении заключается и простота, и непостижимость влияния людей друг на друга.
Это то, ради чего стоит ехать издалека!
Хочу выразить огромную благодарность руководству Чеченской Республики, Министерству образования и науки ЧР и коллективу педагогов гимназии №12 за их неутомимое желание регулярно организовывать для кавказских педагогов подобные встречи, за радушный прием и гостеприимство.
Айшат Магомедова,
Заведующая ДОУ ЦРР- ДС №8 «Звездочка», Почетный работник общего образования РФ
* * * * * * * *
Встреча с династией педагогов Амонашвили убедила меня в том, что я попала в среду единомышленников. В первый день Чтений Паата Шалвович, молча обеспечивающий медиасопровождение Амонашвили-старшему, показался мне совершенно далеким от педагогики. А когда я услышала его выступление, - особенно рассуждения об особенностях детской психологии, проявляющихся в играх дошкольников, - захотелось поработать вместе с ним. Пааата словно озвучивал те истины, которые есть внутри меня.
Считаю, что всех педагогов, которые решаются проводить открытие лаборатории, тем более мастер-классы, в чужом городе или республике, надо награждать медалью «За смелость». Действительно, это очень нелегко.
Благодарю коллектив педагогов гимназии №12 г.Грозного. Все, к кому я обратилась за помощью в организации нашей лаборатории (начиная от руководства и заканчивая молодыми специалистами), подошли к делу так ответственно, как я сама сделала бы для себя. Это меня очень впечатлило. Спасибо им всем!
Аида Магомедова,
Старший воспитатель ДОУ ЦРР- ДС №8 «Звездочка»
* * * * * * *
Посетив VI Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике в г. Грозном и впервые увидев и услышав гениального Шалва Александровича Амонашвили, я до сих пор нахожусь под сильным, светлым впечатлением от услышанного и увиденного мной.
Этот удивительно трогательный мастер-класс, который показал нам всем Ш.А. Амонашвили, его диалог с детьми, доброжелательная проникновенная атмосфера, благородство, великодушие, педагогический такт, его умение с детской непосредственностью объяснить детям материал урока, зарождать в детях желание учиться, умение пробудить в них духовность вызвало восторг и восхищение в моем сердце.
Слова глубокой благодарности за организацию и проведение VI Кавказских Педагогических Чтений я хочу выразить Министерству образования и науки Чеченской Республики и лично Хулимат Зелимхановне Султановой.
Спасибо большое, я получила заряд духовности и душевной теплоты.
Наида Наримановна Устарханова, Почетный работник общего образования РФ
* * * * *
«Учитель, укажи путь красоты духа»
Само название Чтений предполагает обращение к нам, Учителям. Кто к нам обращается? Дети? Родители? И дети, и родители. Но иногда складывается так, что мы, учителя, не имеем понятия о пути красоты духа. Думаю, что VI Кавказские Педагогические Чтения в г. Грозном Чеченской Республики указали нам путь красоты духа через Гуманную педагогику к духовности. Отрадно, что в Чтениях приняли участие Ш.А. Амонашвили, наш любимый Учитель П.Ш. Амонашвили, сын и соратник Шалвы Александровича, обаятельный молодой человек, который сразу располагает к себе.
Отличительная черта проводимых Педагогических Чтений в Грозном такова: массовость, представители всего Кавказского региона принимают активное участие в мастер-классах, творческих лабораториях. Было приглашено 320 учителей, а приехал более пятисот. Эта цифра говорит сама за себя. Учителя Чеченской Республики растут от Педагогических Чтений к Педагогическим Чтениям: мы, учителя Дагестана посетили немного уроков, но эти уроки оставили самые приятные впечатления. Об одном из них прекрасно отозвался Клим Тагидинович Султанов, руководитель Центра Гуманной педагогики Руспублики Дагестан.
«Урок-полет»,- так назвал урок о круговороте воды в природе. Мы думаем также. Сама атмосфера доброжелательна, она способствует полету мысли ввысь.
Понравились размышления Ш.А. Амонашвили, П.Ш. Амонашвиили, Кузькиной П.К., Алиевой А.Н., Султановой Х.З., о красоте духа, обычаях, традициях чеченского народа и народов Росии. «Педагогическая симфония Ш.Амонашвили. Встреча с Учителем – незабываемая встреча, она продолжилась на нашей творческой лаборатории «Учитель, укажи путь красоты духа», лаборатория учителей г.Буйнакска, Республики Дагестан. Красивое начало и красивое завершение выступлением детей школ Чеченской Республики.
И за всем этим стоит кропотливая, тщательная, доброжелательная работа организаторов Педагогических Чтений в лице Султаной Хулимат Зелимхановны, красивого душой человека, толерантного и терпеливого. Огромных творческих успехов чеченским учителям. Рады будем вновь встречаться с вами.
Ажиим Абдулгамидовна Абиева,
Рыцарь Гуманной педагогики
Старший методист МБОУ СОШ №4 ,
Заслуженный учитель Республики Дагестан,
Почетный работник РФ
* * * * * * * *
16-17 декабря в ГБОУ «Гимназия №12» г. Грозного проходили Шестые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике на тему «Учитель, укажи путь красоты духа!».
Местом проведения стала Гимназия №12, которая радушно приняла нас -гостей в своих стенах.
На первой общей встрече выступил Шалва Александрович. В своем выступлении он отметил, что современные дети не принимают насилия и авторитаризма, они нуждаются в учителях, носителях Света. Чтения дают нам импульс к изменению наших качеств. Для того, чтобы стать учителем Света нужно приложить усилия и стремиться к этому.
Я нахожусь под светлым впечатлением. Коллектив школы и участники Педагогических Чтений были олицетворением культуры, устремленности, сотрудничества.
Прекрасные идеи, замечательные уроки были продемонстрированы. Они вдохновляют нас - приверженцев Гуманной Педагогики – на творчество и поиск нового, дают направление нашему педагогическому мышлению и практике, помогают ощущать величие Педагогической Истины. Главным вопросом лабораторий и мастер-классов были: воспитания красоты духа. Как это сделать? Достижения нашего творческого поиска стали ступенькой нашего роста насыщенной работы нашей лаборатории.
Давыдова Райганат Курбановна
Учитель начальных классов СОШ №4
Почетный работник РФ
* * * * * * * *
На Шестых Кавказских Педагогических Чтениях по Гуманной педагогике, проходивших в городе Грозном, собрались учителя думающие, горящие внутренним огнем, для которых каждый ребенок уникален.
С порога почувствовалась атмосфера заботы, долгожданного ожидания, чуткого внимания к каждому участнику Педагогических Чтений. Этот опыт полученный от каждого творческого креативного педагога ценен и необходим.
Шалва Александрович, как Уникальный учитель, дает суть, самую важную суть Образования и жизни, при этом дает, нет, точнее не дает, а дарит. Дарит не просто приемы, а передает способ погружения в жизнь Ребенка, открытия Света Учителя, чтоб соответствовать Детям! Ведь тема Педагогических Чтений полностью соответствует умению Шалвы Александровича показать путь красоты Духа Ребенка! Он работает как психотерапевт с подсознанием и сознанием слушателей, тонко касаясь их Души, их Сердец.
Мир меняется, наступает третье тысячелетие, а наша система образования так и остается, какой была в прошлом. Так что, пора меняться и менять устрашающие методы на гуманные. Если мы улыбнемся своим ученикам и будем заботиться о красоте их Души сейчас, пока они еще дети, пока они формируются и нуждаются в этом, то будьте уверенны, став взрослыми, они обязательно улыбнутся Нам, когда мы будем в этом нуждаться.
Это были очень интересные Педагогические Чтения. Получили много информации из опыта работы с другими талантливыми педагогами. И была возможность предоставить свой опыт. Масса положительных эмоций. Давайте работать вместе.
Акаева Асият Изамутдиновна
Учитель начальных классов СОШ №4
«Учитель, укажи Путь Красоты Духа!» - под таким лейтмотивом прошли с 15 по 17 декабря 2014 года VI Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной педагогике в прекрасном городе Грозный Чеченской Республики.
Посчастливилось и мне принять участие на этих Чтениях. Хочу выразить огромную благодарность всем, кто причастен к организации и проведению Педагогических Чтений. Уверена, что всё, о чем говорилось на Чтениях нашло отклик в душе каждого педагога, кому не безразлична судьба подрастающего поколения, потому что без Духовности и нравственности Педагог не имеет права приближаться к Ребенку!
Искренне желаю всем нам не казаться , а быть Человеком, Учителем!
Р. Сепиханова,
ведущий специалист Управления образованием
г.БуйнакскаРеспкблики Дагестан
Каждый раз, посещая Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике, получаю такое удовольствие, наслаждение от общения с такими прекрасными людьми, как Шалва Александрович, Паата Шалвович, Хулимат Зелимхановна, Любовь Константиновна, Клим Тагиетдинович, Асият Ниязбековна и многие другие. Спасибо всем за такой теплый прием, за ту теплоту, которую мы получили.
На Шестых Кавказских Педагогических Чтениях посетила урок химии в 11 классе Фатимы Магомедовны Темирсултановой учителя гимназии №3 г. Грозного на тему: «Скорость химической реакции…. Скорость мысли. Тише едешь-дальше будешь». Перед учащимися были поставлены вопросы: знания химических реакций нужны и для чего? Учитель вместе с учащимися определила факторы влияния на скорость химических реакций. «Знания, которые проходят через сердце, становятся мудростью»- Хазрат Инаят Хан. Преклоняюсь перед такими учителями. Мира, добра и здоровья Вам!
Особая благодарность Правительству Чеченской Республики за такое внимание к образованию, тем людям, которые занимаются образованием и воспитанием учащихся.
Желаю удачи Вам в предстоящих Международных Педагогических Чтениях и хочу Вам подарить Любовь. Как говорил Л.Н.Толстой: «Любовь-это единственная вещь, которую можно подарить…»
Сапиет Бекмурзаевна Межитова,
учитель истории МКОУ «Ортатюбинская СОШ»
Ногайского района Республики Дагестан