Сенсорная алалия. Мех-змы и симптоматика. Отгран-е от сходных сост-й. Система корр возд-я.

Сенсорная алалия-является нарушением понимания речи вследствии нарушении работы речеслухов-го анализатора, что возник при поражен височн доли (зона Вернике). Реб слышит но не понимает обращенную речь, тк у него не развив-ся слуховые дифференцировки. При сенсорн алалии имеется тяжел нарушен-е аналитико-синтетической деят-ти коркового конца речеслухового анализ-ра (петля Гешля). Сенсорная алалия менее изучена , чем моторная т к колич-во детей с сенсорн алал не велико, иего распознаван-е отдругихвидов нарушений затруднено. Отграничение сенс ала от сходн состояний, при отсут-ии или недостат-ом понимании речи возник-ет вопрос о состоянии слуха, дети с сенсорн алал имеют незначит снижение физического слуха, но он не серьезно и не м/б тормозом в развитии понимании речи. Проверка слуха очень трудна, на специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая неустойчивость. Окончат-й вывод о состоян слуха делают после соспоставлен-я неск-х аудиограмм. При сенсорн алалии связь м\у словом и предметом, кот он обозначает не формир-ся-эта неполноценность при обширности очага поражен-я и клеток коры гол мозга. В отличии от слабослыш-х детей, дети с сенсорн алалией имеют гиперакузию-повышенн чувствит-ть к звукам, безразличные для окруж-х: шум бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающ воды, хотя слабослыш эти звуки не восприним-т. Голос у слабослыш-лишен звучности, звонкости, громкости. Голос с сенсорн алал-голос нормальный. Особенности детей с сенсорной алалией-в более грубых случаях реб совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, не реагирует на свое имя. В других случаях реб понимает обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания, реб не сразу восприним звук, обращенн к нему речь. Иногда реб понимает одного чел-ка-мать, педагога не понимает. При сенсорн алалии страдает различение фонем, фонематическ анализ-это специфика. У детей при отсут-вии понимания искажается собственная речь, при искажении звуков ртмеч-ся поиски артикуляции

Коррекционное воздействие 1.Воспитание сознательного анализа состава речи.2. Развитие фонематического восприятия 3. Понимание речевых структур а) уточняется объем и хар-ер обращения к реб-у (родит составл список).

1эт Строгая организация звукового и речевого режима (дни, часы отдыха, реб ограждается от излишних обращений. Постепенно уточняется состояние восприятия, понимания после ведется целенаправл раб-а по его развит-ю, побуждение интереса к звукам окр жизни, желание подражать им (палочки, картинки, раздат матер по цвету

2эт Формирование речевой деятельности развитие общения его мотивационной основы а) звон монет в кашельке, стук карандашей в стакане б) более тихие: шуршание спичек в) вводят звуки а, р, у г) вводят слоги уа, ау, ам. Широко использ-ся зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица д) работа по накоплению пассивн словаря, когда реб накаплевает слова важно одновременно слышать, видеть, трогать.е) реб учится понимать инструкц-и: «открой дверь», «возьми платок». Дети способны к овладен грамотой, хотя чтение и письто нарушено. Легче поним-т письменн речь, чем устную. Итог:Работа с такими деьми сложна, в разных случаях по разному эффективна. Реб не говорящий за 4 мес понимает8-10 слов, но 2-4 слова наход в активном словаре, при этом наблюд-ся снижен-е интеллекта. И замедл темп работы. Диагностика сенс алал сложна, чаще заключен-е ставят предположит-о.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устра­нения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нару­шениями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференци­альной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального обо­рудования, внедрение в учебный процесс компьютерной тех­ники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечествен­ной и зарубежной логопедии.

2.

Недостатки произношения свистящих фонем при губно-зубном и межзубном сигматизме и способы их устранения.

Звук с–согл, шумный, щелевой,ротовой, переднеяз-ый, глухой, тверд.Арт укладпри зв с –губы растян в улчбке, видны передн зубы, губы на расст 1-2 мм, конч яз-а упир-ся в нижн резцы, передн часть спин яз-а выгнута, боков края прижаты к корен зубам, образ-ся желобок по средн линии яз-а, возд стр сильная, небн занавеска поднята, голос склад разомк-ы. Зв-к с-мягкий-губы растяг-ся больше,передн и средн часть спин яз-а подним-ся выше к тверд небу и перемещ-ся вперед, конч яз-а сильнее упир-ся в нижн резцы. При произнош-ии звукрв з-зарт уклад тот же. Что и при произнесении с-с только спин яз-а поднята неск-ко выше, голос склад сомкнуты и вибрир-т. При произнесен звука ц–аффрика, смычно-щелев-ой а) конч яз-а упир-ся в нижн резцы, спинка яз-а круто выгнута и передн частью образ-т смычку с резцами б) конч яз-а упир-ся в нижн резцы, а пердн часть спин яз-а пасле разрыва смычки отскакивает в положен-е с и всередине ее образует узкий канал для ппрохода воздуха. Мягкое небо поднято, голос склад разомкнут.

Губно-зубной парасигма-язык оттянут. Нижн губа сближена с верх резцами, нижн зубов не видно, верхние слегка обнажены. Положен яз-а м ба) положен-е яз-а как при зв с б) язык оттянут назад, боков края не примык-т к корен зубам. Возд струя рассеяна. Причины: прогнатия, снижение физиолог слуха, наруш фонем слуха. Замена с на ф, з на в.Арт гимн-а1. Дмифференц звук на слух, даем упр-ия на развит-е фонемат слуха (хлопни, топни). 2) исполь комплекс для свистящих. Способ постановки: 1. по подраж-ю (объяснение). Обратить вним-е на правильн-е положен губ 2 Механический, когда шпателем или пальцем отводим нижн губу от зубов, просим улыбнуться, чтобы были видны зубы и подуть на конч яз-а до получен-я свистящ-о шума.

Межзубный сигматизм свистящих-язык просунут м-у зубами, щель плоская, желобок не образуется причины: вялость мышц конч яз-а, прямой откр прикус., аденоиды. Макрогласия. Звук приобретает шипелявый оттенок. Арт гимн-ка:цель-надо помиотреть на причину, укрепить мышцы конч яз-а. Образовать желобок-выраб-ть сильную возд стр. Комплекс для свистящих-(улыбочка, заборчик, птенчики,горка, трубочка, накаж непослушн яз-к, часики, качели, нижн лесинка, катушка,почист нижн зубы, на выраб-у возд струи-загони мяч в ворота.,свисток). Способ постановки: логопед предлаг-ет сблизить зубы и так попыт-ся прознести длительный звук с . Если он произнос-ся нечетко, то логопед прибегает в механическому способу-нажать зондом на конч яз-а, несколько опустить за нижн резцы. Придерживая язык в таком положении ребенок долж произнес звук с изолированно, а затем в слогах с гласными (са,со,су, сы). Если реб прав-о говор звук с , то ему нетрудно овладеть прав-м произнош-м звуков з и ц. Для произнес зв-а з логопед просит реб-а произнести звук с и включить голос, для произне звука ц-логоп предлаг произнес т и с –медленно, а затем ускоряя темп. Реб произно слоги (ац, оц, уц). Многократный слогов ац и ас достиг-ся дифференц-я с и ц.

4.

Наши рекомендации