Показатели, критерии и оценивание компетенций по этапам их формирования

Наименование темы (раздела) Код компетенции Код ЗУН Показатели оценивания Критерии оценивания Оценка (баллы)
Тема 1. Методика преподавание юриспруденции как наука и учебная дисциплина ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 2. Методы и формы обучения в образовательном процессе на юридическом факультете ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 3. Методика подготовки и проведения лекции ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 5. Методика подготовки и проведения практических занятий. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 6. Инновационные формы и методы обучения юриспруденции. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 7. Контроль качества усвоения знаний студентами юридического факультета. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 8. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 9. Методика преподавания отдельных юридических дисциплин. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)
Тема 10. Организация деятельности преподавателя юриспруденции. ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-30   З.1У.1В.1 З.1У.1В.1З.1У.1В.1 З.1У.1В.1   Пороговый уровень – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; продемонстрировано усвоение основной литературы.   60-74% (удовлетворительно)
Базовый уровень – вопросы излагаются систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; продемонстрировано усвоение только основной литературы. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.   75-89% (хорошо)
Высокий уровень точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. 90-100% (отлично)

Вопросы к зачету по дисциплине «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»

1. Роль и значение юридического образования в современном обществе и государстве.

2. Методологические проблемы преподавания юридических дисциплин.

3. Взаимосвязь педагогики и юридического образования.

4. Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов.

5. Основные элементы педагогики: цели обучения; содержание обучения; технология обучения; организационные формы.

6. Субъекты педагогического процесса.

7. Преподаватель и студент.

8. Роль и значение лекции в учебном процессе.

9. Основные функции лекции.

10. Чтение лекции как особая педагогическая деятельность.

11. Познавательные элементы лекции: факты, их анализ и систематизация.

12. Виды и формы лекций, методика чтения лекций.

13. Роль личности лектора и ее влияние на качество лекции.

14. Значение семинарских занятий в процессе юридического образования.

15. Роль семинаров в подготовке будущих юристов.

16. Различные виды и формы семинарских занятий.

17. Цель и задачи практических (лабораторных) занятий в юридическом образовании.

18. Формы и методы подготовки и проведения практических (лабораторных) занятий.

19. Решение учебных задач как эффективный метод осмысления и применения юридических знаний.

20. Инновационные формы и методы преподавания юриспруденции и их педагогическая ценность.

21. Применение современных педагогических приемов в высшем юридическом образовании.

22. Организация контроля качества знаний студентов.

23. Основные виды, формы и методы педагогического контроля.

24. Особенности контроля качества знаний студентов при обучении юриспруденции.

25. Оценка и отметка.

26. Различные виды тестирования как формы контроля.

27. Самоконтроль студентов и роль преподавателя.

28. Итоговая государственная аттестация как форма контроля.

29. Роль и значение самостоятельной работы студентов при получении высшего юридического образования.

30. Понятие и виды самостоятельной работы студентов.

31. Подготовка студентов к самостоятельной работе с нормативными актами и специальной юридической литературой.

32. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов.

33. Общие методические принципы преподавания юридических дисциплин.

34. Особенности преподавания теоретических и исторических юридических дисциплин.

35. Особенности преподавания отраслевых юридических дисциплин.

36. Особенности преподавания специальных юридических дисциплин.

37. Общее и особенное в преподавании различных групп юридических дисциплин

38. Общие методические принципы организации преподавательской деятельности.

39. Особенности организации деятельности преподавателя юридических дисциплин.

40. Специфика подготовки учебно-методических материалов и изучения источников.

Наши рекомендации